Учитель года Кубани-2013: современным детям не хватает живых эмоций

Фото: из личного архива Натальи Головко

Краснодарский край, 31 мая - АиФ-Юг. Супруга известного футболиста, Мисс Россия-2012, в телеинтервью не смогла ответить на вопросы: «Земля вертится вокруг Солнца или наоборот?» и «Кто написал полонез Огинского?». Кто такие Агния Барто и Корней Чуковский, она также не знала. Мисс - из поколения школьников 90-х. Говорят, сегодняшние школьники такие же «грамотные». А виновата в этом система нашего образования.

   
   

«Дети такие, какие им достались учителя и родители. В отдельно взятой семье, школе или классе все очень индивидуально», - считает Наталья Головко, победитель конкурса «Учитель года Кубани-2013».

На общекультурные знания ее учеников никто не жалуется. А все потому, что учительница установила с учениками свои «правила игры».

Пять каверзных вопросов

- Вы преподаете с 1991 года. Как время изменило наше общество?

- Когда не было компьютеров и сотовых телефонов, мы больше читали, но порой было проблематично найти нужную книжку. Пришли новые технологии, Интернет, учителя проводят интерактивные уроки. Мы все «сидим» в компьютерах. Нам не хватает живых эмоций. В старых фильмах люди собирались всей улицей, праздники отмечали вместе. Сейчас каждый в своей скорлупе. Дети растут очень закрытые. Поэтому задача школы - воспитывать не просто грамотного человека, а думающую, чувствующую личность. Литература - это тот самый случай. Это уроки, на которых говорят о душе. Детям этого не хватает, им интересно.

ДОСЬЕ

ГОЛОВКО Наталья Александровна. Вечная отличница. В школе увлекалась химией и английским, а стала учителем русского языка и литературы, закончив Ростовский университет в 1995 году (с красным дипломом). Учитель высшей категории с 1996 года, лауреат краевого конкурса «Учитель года-96». Заслуженный учитель Кубани, многодетная мама.

- А некоторые учителя «зажечь» не пытаются, мол, зачем, если к нам относятся как к обслуге?

- Быть может, так говорят горожане? Кубанская станица крепка традиционными устоями. Учитель - он на голову всех выше. Но, по большому счету, все зависит от личности. Дети очень тонко чувствуют. Если они резко противопоставляют себя учителю, есть причины. Либо он слаб как профессионал, либо слишком высоко себя ценит, не снисходит до диалога. Я сразу определяю «правила игры». Родителей спрашиваю: «Чего вы хотите? Высоких баллов на ЕГЭ? А я хочу, чтобы ваши дети мыслили. Баллы будут». С детьми договариваемся: жвачку не жевать, на уроках телефоны выключать... Эти правила тоже не нарушаю. Это первое, за что начинают уважать. Конечно, нового педагога проверят на знание предмета. Специально в Интернет полезут отыскать каверзный вопрос. Я считаю, это замечательно! Потому практикую «контрольные наоборот». Если ученик задаст пять вопросов и я на них не отвечу, - получит «отлично». Пока никому не удавалось. Но за каждый хороший вопрос - накопительный балл, и это большая гордость. Сочинения пишут - и мы их обсуждаем. Дети такие дискуссии любят. Мы на равных. Я уважаю их позицию, принимаю любые обоснованные ответы. Они могут со мной спорить. Говорить то, что сами думают, а не то, чего ожидаю я. Так рождается умение аргументировать.

   
   

Общение в сети - ничего страшного

- Любимое времяпрепровождение детей - соцсети. Это очень плохо?

- Детям за Интернет здорово достается. Но конфликт отцов и детей - вечный. Разговоры о том, что «мы были другие», - со времен царя Гороха. Я посмотрела, что они там делают. Находят неплохие мотиваторы, интересные статусы. Завела свою страничку, стала с ними общаться. Нашлись интересные темы для обсуждения. И они открылись, впустили в свой мир. Потому что с ними на их языке никто не говорит. Насилие - самое страшное. Нужно не запрещать, а пытаться понять. Общество развивается. Формируются новые взгляды, идеалы. Правильные или нет - не берусь судить. Лишнее и наносное сметается. Река времени все щепки унесет. Вообще говоря, не люблю крайности. И детей учу видеть не только белое и черное. Когда мы с ними говорим о любви Наташи Ростовой, всегда находятся те, кто ее осуждает. Я предлагаю сопоставить историю Наташи с реальной жизненной ситуацией. И судей убавляется. В этих детях, кстати, больше патриотизма, чем у их родителей. О войне говорят с трепетом. А ведь живых ее свидетелей в 90-е было гораздо больше. Просто родителям не повезло. Демократия все разрушила, а взамен ничего не дала. Их заразили цинизмом. То поколение отчасти надломлено.

ОПРОС

- И все же некоторые школьники не знают, кто такая Агния Барто - точно так же, как и их родители. Это ли не свидетельство огромных проблем нашего образования?

- Мне не кажется, что все так плохо. Просто в СССР мы занимались приписками, а сегодня, наоборот, выискиваем негатив. Вот говорят, что Россия - самая читающая некогда страна в мире - скатилась на 43-е место. Но ведь в западных исследованиях учитывают чтение на электронных носителях, а у нас берут книгу как таковую. Этот тактический шаг - занижать позиции - мне непонятен. Может, это такая шоковая терапия? Не знаю. Но не верю, что сегодняшнее поколение безнадежно. На общекультурные знания своих учеников я не жалуюсь. Замечу лишь, что на общем уровне образованности сказывается то, что мы пытаемся разучить наших детей мыслить.

- Задания ЕГЭ по литературе - они думать учат? Есть вопросы странные: перечислить в правильном порядке помещиков, к которым ездил Чичиков. Какое это имеет отношение к великой русской литературе?

- В целом к ЕГЭ отношусь положительно. Родителям не надо доказывать, почему их сын получил тройку, а Вася - пятерку. Да, не все тесты удачные. Если ребенок собирается в колледж культуры, порядок помещиков ему знать необязательно. Но за неправильный ответ он получит меньше баллов, может не поступить. Тестовые задания «угадал - не угадал», слава богу, уже убрали. Задания творческие думать все-таки учат. Но соглашусь, над формой еще надо работать. Я считаю, единые экзамены ученики должны сдавать по своему выбору. Если ребенок не математик - зачем его мучить? Если у него технический склад ума - нужен ли ему ЕГЭ по русскому? Другое дело, когда дисциплину выбирают осознанно. Сдающим литературу не повредил бы устный экзамен. А его нет. Огромной ошибкой считаю, что на третьей ступени обучения предмет «литература» вообще убрали. Оставили словесность. Все! Не разучим ли мы детей читать? Я за то, чтобы литература каждый день была.

Золотая рыбка в аквариуме

- Учителям поднимают зарплату, но профессия все равно не из разряда престижных. Почему?

- Посмотрите, сколько ток-шоу, в которых учителя выставляются в непривлекательном свете. Хороших учителей не показывают. А их немало! Зарплата - важный мотиватор. Говорят, с 1 сентября ее средний размер составит 27 тыс. руб. Верю. Я и сегодня получаю больше. Но работаю на двух ставках. Мои ученики выигрывают конкурсы и олимпиады. Ночами успеваю что-то читать и писать, сама в каких-то конкурсах побеждаю - получаю стимулирующую надбавку. Зарплата учителя зависит от множества факторов, в том числе от количества детей. Такая система оплаты несовершенна. Средняя зарплата учителя - как средняя температура в больнице между реанимацией и моргом. Педагоги с высшей категорией, стажем, доплатами зарабатывают неплохо. А их молодые коллеги живут на ссуды и кредиты. Вот если бы 27 тыс. платили за ставку...

- Говорят, дети вам подарки делают - и вы их принимаете.

- Подарки не надо путать с подношениями! Когда мои дети закончили 9-й класс, я им стихи посвятила. А они мне стихи написали на майке лидера и подарили на День учителя. Я в соцсетях разместила золотую рыбку и пожелала удачи на экзамене. В ответ в день рождения дети принесли мне такую рыбку в аквариуме. Такое отношение трогает. Но мне смешно, когда спрашивают: «А как привить любовь детям?» Что значит «привить»?! Вот у нас в школе хороший музыкант-народник - и вся школа играет на балалайках! Он привил любовь к инструменту? Нет конечно! Любовь не вакцина: вколол, и готово. Но ею можно заразить. А для этого - заболеть самому.

Смотрите также: