Золотых дел мастер. Работа ювелира от «А» до «Я»

Сегодня профессия ювелира – не редкость, но найти поистине хорошего мастера сложно. Денис Бондаренко в ювелирном деле почти десять лет и признается, что его профессия требует особого терпения. Оно понадобится и при изготовлении украшений, чтобы стать их мастером-дизайнером или модельером.

   
   

«Сначала нужно набраться опыта на производстве в качестве монтировщика, как было у меня. Потом наблюдать, запоминать, запасаться оригинальными идеями – и уже творить самостоятельно».

От классики до эксклюзива

У Дениса заказ: переплавить старое кольцо в интересное и изящное украшение. Из огромного каталога моделей клиент выбирает серьги-колечки из розового золота с фианитами.

Девушка выбрала серьги из розового золота. Фото: АиФ-Юг

Украшение можно выбрать из каталога, а можно попросить Дениса изготовить что-то эксклюзивное по его эскизам или по понравившейся в интернете картинке. Но клиент должен быть готов к тому, что чем сложнее изделие, тем больше требуется времени на его изготовление – от одной до двух недель.

На столе у Дениса не только каталог, есть и готовые модели из латуни и бижутерных сплавов. Они – точная копия будущих драгоценных изделий. Благодаря им клиент может почувствовать в руках объем и изгибы будущего изделия.

Модели из латуни – дополнение к каталогу. Фото: АиФ-Юг

Денис показывает мне восковки. Именно с них и начинается долгий путь создания ювелирного изделия.

Самый первый этап в создании изделия – выбор восковки. Фото: Depositphotos

Их изготавливают на специальном принтере. После получается пустотелая форма – восковка, в которую после нагревания заливают расплавленный металл. Восковки разноцветные. Каждый цвет восковки – это разный по составу и свойствам воск.

   
   

«Я выбираю из этих восковых моделей сережки нужной формы. Найти их несложно – каждая восковка лежит в пакетике под своим артикулом, соответствующим номеру изделия в каталоге», - говорит Денис.

Ювелирная работа

Денис провожает меня из холла в шумный рабочий зал. Здесь он приступает к работе.

Восковка крепится на дно формы. Фото: АиФ-Юг

«Кладу восковку в металлическую трубочку (опоку), затем заливаю в нее специальную формовочную массу – так называемый ювелирный гипс и склеиваю с помощью паяльника низ формы воском».

Восковка кладется в форму. Фото: АиФ-Юг

В течение 40-60 минут гипс застывает. И Денис прокаливает газовой горелкой готовую форму для испарения воска. Воск испаряется при температуре 200 градусов.

«Воска внутри больше нет, но он оставил пустой след в форме», – говорит Денис и берет тигель.

Тигель – емкость для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов. В нем при температуре 1100 градусов Денис расплавит кольцо.

Дно восковки склеивается с помощью паяльника. Фото: АиФ-Юг

«Цвет металла зависит от процентного соотношения меди и серебра с расчетом на 585 пробу. Например, наиболее предпочитаемое молодежью лимонное золото содержит в себе чуть больше серебра, чем меди. А классическое розовое золото — наоборот».

Денис расплавляет кольцо в тигеле. Фото: АиФ-Юг

«Кольцо расплавили. Теперь мы нагреваем нашу гипсовую форму до 500-600 градусов. В литник (отверстие для горячего металла, оставшееся от воска) заливаем расплавленное золото. Затем накрываем влажной глиной. Вода с глины испаряется и создается давление. Именно под этим давлением расплавленный металл задавливается в форму и заполняет пустоту».

 Металл (расплавленное кольцо), который Денис зальет в форму. Фото: АиФ-Юг

Горячая форма опускается в воду. Из-за перепада температур гипс рассыпается – вода становится белой. Из нее Денис вытаскивает серьги.

«Сейчас я их соберу, потом сделаю застежки».

Обработка материала, пожалуй, самое кропотливое дело. Денис будет опиливать, шлифовать и полировать серьги.

Денис опиливает надфилем серьги. Фото: Depositphotos

«Опиливаю серьги надфилем. Надфиль – это небольшой напильник с мелкой насечкой. Потом я шлифую серьги наждачной бумагой на бормашине и вставляю под микроскопом фианиты в изделие. Полирую изделие на шлифовальном станке и мою в ультразвуковой мойке – небольшой ванне, снабженной ультразвуковым генератором, обеспечивающим эффективную очистку деталей и инструментов».

Сережки готовы. Вот это действительно тонкая ювелирная работа…

Готовое изделие на ушах заказчицы. Фото: Depositphotos

Простые советы для ухода за золотом

Чтобы Ваши золотые украшения дольше сохраняли свой первоначальный внешний вид, придерживайтесь несколько простых правил:

  • Каждый раз, приходя домой, снимайте украшения.
  • Не убирайте и не делайте работу по дому с золотом на руках.
  • Избегайте попадания на золото крема и других косметических средств.
  • Если Ваше изделие уже потеряло свой блеск, то используйте особый ювелирный раствор, который можно приобрести в специализированных магазинах.