6 нововведений в автошколах. К чему подготовят будущих водителей на Кубани

Алина Менькова / Из личного архива

В начале июля вышел новый Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». 12 августа требования вступили в силу. Чиновники уделили особое внимание изменениям системы подготовки водителей.

   
   

Что ждет новичков

Первое. Согласно новым правилам, если в автошколе есть компьютеризированный автодром, то сдача практических экзаменов проходит без сотрудников ГИБДД. Помимо этого, в каждом учебном автомобиле необходимо установить видеокамеру, а для учеников организовать медосмотр.

«Это большие затраты – одна камера стоит не менее 100 тысяч рублей, – комментирует начальник одной из краснодарских автошкол Андрей Звягинцев. – Но и это еще не все. Площадь автодрома должна быть не менее 0,24 гектара. И автодром необходимо оборудовать не только светофорами и перекрестками, но и железнодорожным переездом. Это станет огромной проблемой для многих школ, ведь земля в Краснодаре сегодня на вес золота».

Автодром Андрея Звягинцева занимает необходимую площадь. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Второе. ГИБДД утвердит общую на все автошколы страны программу обучения.

«У всех есть внутренняя учебная программа, но теперь к ней нужна печать и подпись сотрудников ГИБДД. Зачем, мне непонятно», – объясняет Андрей.

Третье. В автошколах отменят экстерн.

Водителям закроют допуск к экзаменам без обучения в автошколах.

   
   
Теперь в автошколах отменят экстерн. Фото: Из личного архива 

«Отныне самоподготовка упразднена на законодательном уровне. И мне это нравится. Может, теорию выучить самостоятельно возможно, но как ты научишься ездить без соответствующей площадки?» – недоумевает Андрей.

Четвертое. Для управления мопедом необходимо получать права.

Теперь водитель мопеда на общих основаниях может быть привлечен к ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Для управления мопедом необходимо будет получить права. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

«Я бы еще и на велосипед права выдала. Велосипедисты и мопедисты ездят по дорогам города, как и автомобилисты, и также обязаны соблюдать правила дорожного движения при перестроении», – считает водитель с 3-летним стажем Анна Смородова.

Водителей мопедов и скутеров с каждым годом становится больше. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Пятое. Есть возможность сдать экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач.

После успешной сдачи экзаменов водитель в таком случае получит водительское удостоверение категории «В». Согласно законодательству он не вправе садиться за руль автомобиля с механической коробкой передач.

«В случае нарушения водитель будет привлечен к административной ответственности – управление транспортным средством без прав или без разрешенной категории. На мой взгляд, это правильно. Тот, кто умеет справляться с «механикой», осилит «автомат» за полчаса. А вот, наоборот, далеко не всегда», – уверен Андрей.

Шестое. Программа подготовки водителей на категорию «В» станет сложнее.

Программа обучения вождению и правилам дорожного движения станет объемнее – 190 часов, из них - 56 часов обучения вождению. В последнем случае будущих автомобилистов научат бороться с усталостью за рулем, распределять внимание, преодолевать сонливость. Им объяснят, как правильно и бесконфликтно общаться с другими автолюбителями и пешеходами, как оказывать медицинскую помощь и как использовать удерживающие устройства для перевозки детей.

«Одно дело теория, а другое – практика. Для результата надо бы заниматься не пару месяцев, а год или даже больше. И не по городу учить ездить, а выделить площадь размером с село, оборудовать там дороги со всеми знаками, как мини-городок, и там учить. На практике больше узнаешь, понимаешь, что к чему», – считает водитель Анна Смородова.

Курсы – дольше, цены – выше

К ужесточению правил обучения Андрей Звягинцев относится положительно и объясняет почему.

«В последние годы автошкол стало много – практически на каждой автобусной остановке можно увидеть объявления о наборе на водительские курсы, но могут ли они оказывать такие услуги – вопрос».

Андрей Звягинцев положительно относиться к ужесточению в поправках. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Придется автошколам и заново получать лицензии: их материально-техническую базу будут проверять инспекторы ГИБДД, от чего отказались пару лет назад.

Длительность обучения теперь займет три месяца вместо прежних двух. Безусловно, это приведет к увеличению стоимости курсов. Андрей Звягинцев говорит, что в скором времени эта сумма составит 32 тысячи рублей, так как, помимо всего прочего, повысилась и стоимость бензина.

«На сотрудников нагрузка больше – соответственно надо им больше платить. Два последних года работали по цене 18 тысяч рублей за обучение. Потом подняли до 27. Я вообще не понимаю, как автошколы выживают, когда в их рекламе указана цифра – 12 900 рублей? Она не соответствует рыночной стоимости. Как они платят за рекламу? А налоги? Поэтому и обманывают часто – при поступлении указана одна стоимость, а когда люди садятся за руль, с них просят еще минимум 5 тысяч на бензин. Вот и сумма набегает».

«Чем жестче правила и выше стоимость обучения, тем меньше «шумоголовых» на дороге! – довольны нововведением некоторые краснодарские водители, но добавляют: – Но права купить тоже легко».

Купить, действительно, просто – достаточно ввести в поисковой сети «купить права в Краснодаре» и позвонить по указанным телефонам, только купить жизнь невозможно.

Купить права в нашей стране не составляет труда. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

ГИБДД начеку

Будущий водитель должен выбирать автошколу основательно, проконсультироваться со знакомыми, посмотреть отзывы на сайтах, советует заместитель начальника отделения экзаменационной работы МРЭО ГИБДД Николай Ломакин.

Справка
Каждый год за руль автомобиля садится примерно 2 миллиона новичков. Каждая четвертая авария происходит по вине водителя со стажем вождения меньше 3-х лет, а в 40% случаев виноваты новички с опытом вождения менее года.

«Безусловно, есть в автошколах недоучивание, недокатывание, но жалоб конкретных пока нет. Люди у нас такие – менталитет еще советский, боятся жаловаться. Если поступят жалобы, то, конечно, мы откликнемся, наша проверка будет согласована с прокуратурой».

Если виновник ДТП новичок, то ГИБДД направляет запрос в автошколу о том, как часто ученик посещал занятия, какие отметки получал.

«Например, на сайте ГИБДД.ru мы ведем рейтинг автошкол, где можно увидеть статистику аварий по каждой школе», – объясняет полицейский.

В то же время начальник автошколы Андрей Звягинцев считает, что в аварию может попасть кто угодно.

«Даже если ученик был отличником, он не застрахован от ДТП. Играет роль и безумная плотность на дорогах, и качество дорожного покрытия, и вообще сама по себе машина. Ну, а есть балбесы – они по жизни такие, гоняют без конца и нарушают правила».

Новые поправки вступили в силу 12 августа. Автошколы проходят процедуру лицензирования, после которой начнут работать по новым стандартам. Насколько новшества помогут улучшить качество подготовки водителей, покажет время.