Никакой отчетности. Как на Кубани живут некоммерческие центры реабилитации

Чтобы успешно вернуть в общество тысячи бывших наркоманов по всей стране, директор ФСКН Виктор Иванов предложил официально привлечь к процессу реабилитации некоммерческие общественные организации. Не секрет, что в последние годы их число растет, как грибы после дождя. Если бы общественники доказали свою эффективность, то могли бы разгрузить государственные наркологические центры, а заодно получить финансовую поддержку. Вопрос в том, можно ли им довериться?

   
   

Сотрудники регионального наркоконтроля составили представление о работе 12 общественных организаций, которые занимаются реабилитацией наркозависимых в Краснодарском крае. И поделились с «АиФ-Юг» своими впечатлениями.

Лазейки больше нет

В 2014 году на Кубани составили около 7 тысяч административных протоколов по статье 6.9 КоАП РФ «потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача». Что дальше происходило с задержанными? Каждому назначался штраф или же до 15 суток ареста. Однако если правонарушитель соглашался добровольно обратиться к медикам для лечения от зависимости, то избегал наказания. Удобная лазейка в законодательстве.

«Так очень многие и делали. Но на приеме у врача они не появлялись, - говорит заместитель руководителя РУФСКН по Краснодарскому краю Петр Карякин. - В прошлом году примерно из 500 вынесенных постановлений суда, только 26% приступило к исполнению. Спрашивается, где остальные?»

А остальные продолжают вести привычный образ жизни. И хорошо, если зависимость еще не лишила их работы, а значит, и средств на покупку очередной дозы. В противном случае вчерашние мелкие правонарушители пополняют ряды наркодилеров.

«Анализ ситуации со «спайсами» и другими дизайнерскими наркотиками, равно как и с героином, убедительно свидетельствует, что вся низовая дистрибьюторская сеть их распространения практически на 100 процентов состоит из самих же наркопотребителей, - отмечал глава ФСКН Виктор Иванов, комментируя ситуацию с массовыми смертями от спайса, которые прокатились по стране прошлой осенью. - В случае запуска уже разработанной национальной системы реабилитации этот контингент, потоком направляемый на длительную от года до полутора реабилитацию, исключается как минимум на этот срок как из процесса потребления, так и процесса уличной дистрибуции наркотиков».

   
   

К мысли о том, что наркоманов следует не только ловить, но и заниматься их лечением, в ФСКН пришли еще в 2003 году.  И все же на сегодняшний день реальных законодательных инициатив в этом направлении только две. Во-первых, удалось убрать упомянутую выше лазейку. С мая 2014 года российский суд имеет право обязать правонарушителя пройти лечение от наркозависимости, не дожидаясь от того добровольного решения. И главное - проконтролировать, проходит это лечение или нет. За уклонение от визита к врачу привлекут к ответственности.

Результаты налицо: в январе 2015 года обратиться к наркологу обязали 113 жителей Кубани, и уже сейчас 56 из них действительно это сделали.

47 критериев

Вторая законодательная инициатива касается как раз программы комплексной реабилитации наркозависимых, которую разработали в федеральном наркоконтроле. В идеале, как представляли себе авторы, должна появиться единая база учреждений, как государственных, так и общественных, где наркоманы смогут получить квалифицированную помощь. Каждый обратившийся в колл-центр предъявлял бы сертификат на бесплатное лечение. Таким образом, у общественных организаций из реестра появилась бы финансовая поддержка, а государственные наркодиспансеры, которые сегодня принимают огромный поток пациентов, смогли бы вздохнуть свободнее.

Программа была принята в 2014 году, однако финансирования по ней пока нет. Когда оно будет - тем более в условиях падения курса национальной валюты - остается не известным.

Еще одна проблема - единая база. Если с государственными диспансерами все понятно, то какие общественные организации включать, только предстоит определиться. В списке - 47 критериев, начиная от устава и отчетности и заканчивая пожарной безопасностью, 33 из них - обязательные.

Кстати, согласно нормативам, Краснодарский край койкоместами для реабилитации наркозависимых обеспечен хорошо. На сегодняшний день в краевом наркодиспансере их 60, в этом году должны добавить еще 20. Также имеются амбулаторная реабилитация, психиатрические отделения, групповая терапия. Однако более 19 тысяч наркозависимых для Кубани (и это только официальные данные) - цифра немаленькая. При этом пациентам, которые уже прошли курс медикаментозного лечения, требуется социальная реабилитация.

Где православные центры?

Рабочая группа, в состав которой вошли представители разных ведомств – от ФСБ до Роспотребнадзора, проехала по общественным организациям, занимающимся реабилитацией наркозависимых в Краснодарском крае. Результаты получились ошеломительными. К примеру, по словам Петра Карякина, только у 5 из 12 обществ в уставе содержится пункт о работе с наркоманами, притом что все организации сугубо профильные.

«Ни одна организация не соответствует критериям оценки и не может быть включена в региональный сегмент реабилитации и ресоциализации, пока не внесет изменения в свою работу, - говорит Петр Петрович. - Нет даже элементарной отчетности. Мы записывали информацию исключительно со слов».

Также общественники практикуют совершенно разные методики работы. В принципах одной из общин, которая разместилась на территории заброшенного лагеря в Отрадненском районе, добровольное решение. Если наркоман не готов бороться с зависимостью, никто не будет держать его насильно. В другом обществе, наоборот, наняли охранников-громил, которые не дают пациентам сбежать.

«Интересно, что из 12 организаций 9 имеют протестантскую направленность. А вот православные центры в настоящее время отсутствуют. Некоторое время такой центр работал в Армавире, но на данный момент приостановил свою деятельность», - отмечает начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики РУФСКН по Краснодарскому краю Сергей Мисько.

Между тем Наркоконтроль и РПЦ заключили договор о сотрудничестве еще в 2003 году.

«Вопрос создания общественной организации, которая бы занималась реабилитацией наркоманов, очень активно обсуждается, есть конкретные наработки и замыслы, - заверил «АиФ-Юг» руководитель епархиального отдела по взаимодействию со СМИ архимандрит Трифон (Плотников). – Дело это непростое. Мы не государственная структура, и нам нелегко изыскать средства на обустройство общины и привлечение специалистов».

К тому же, наркозависимые на Кубани нередко спасаются при монастырях и храмах.

Дурная слава

Некоторых общественных организаций лучше избегать. Даже несмотря на то, что измученные родственники наркоманов в какой-то момент готовы сдать их на лечение самому «черту».
Обойдемся без названий. Однако стоит знать, что за одной из самых известных на Кубани общественных организаций тянется след от украинского майдана, а другую можно заподозрить в том, что на своих пациентах банально наживаются, отправляя их просить милостыню.

«Мазанка, внутри восемь человек, среди семи парней одна девушка, и все живут в одной комнате. Условия ужасающие, всюду грязь и антисанитария, - описывает Сергей Мисько впечатления от увиденного в третьей организации. – Пациенты рассказали, что периодически пастер отправляет их на работы – устанавливать натяжные потолки».

И какая в этом случае реабилитация? Понятно, что пациентов нужно кормить и поить, они должны где-то жить, поэтому совсем бесплатным лечение быть не может, однако родители изначально оплачивают эти издержки. По словам заместителя начальника РУФСКН Петра Карякина, суммы за месяц реабилитации варьируются от 10 до 40 тысяч рублей. Но одного месяца для лечения недостаточно.

Что в таком случае делать родителям наркоманов? Тщательно изучать информацию о той общественной организации, к чьей помощи они хотят обратиться, лучше не из интернета, а от людей, уже побывавших в этих центрах, - считает Сергей Мисько.

«Но я бы советовал, в первую очередь, обращаться в государственные учреждения, где все в порядке и с отчетностью, и с условиями проживания, и со специалистами», - говорит он.

Главное – захотеть бросить

Впрочем, все вышесказанное не означает, что общественные организации в деле реабилитации бесполезны. Во-первых, во главе большинства из них стоят бывшие наркоманы, которые хорошо понимают своих пациентов и могут донести до них собственный опыт. И те действительно побеждают зависимость.

«Некоторые экс-наркоманы говорили мне, что государственная медицина оказалась в их случае бессильна, а помочь смогли только общественники, - говорит Сергей Мисько. – При этом я всегда спрашиваю, а был ли ты готов бросить, когда лечился в наркодиспансере?»

К сожаленью, бороться с наркозависимостью помогает только горячее желание пациента. И если больница может восприниматься как нечто навязываемое, то жизнь в общине дает ощущение собственного выбора. Важно, чтобы общественники не злоупотребляли доверием своих пациентов.