Кто на вылет? Специалистов каких профессий сократят в кризис на Кубани

По данным кадровых порталов, в этом году количество желающиих попасть на одно рабочее место в Краснодарском крае возросло. Так, если обычно в среднем на одну вакантную должность приходится 5-6 желающих, сегодня от 9 до 12 претендентов.

   
   

Между тем министерство труда и занятости Краснодарского края сообщает, что ситуация на рынке труда довольно спокойная. Если в прошлом году уровень безработицы составлял 0,7%, то сейчас он увеличился незначительно и составил 0,8%. Однако не каждый уволенный встает на учет в центры занятости и не каждый решается защитить свои права в трудинспекции.

Специалисты высокого класса за те же деньги

Кубанцы застыли в страхе. Если даже наглядных сокращений не произошло, то многие уже потеряли в доходах. А некоторые просто вынуждены уволиться.

«Я работаю в сфере рекламы около 20 лет, - рассказывает Екатерина Королева. - Считаю себя хорошим специалистом, но, поскольку у меня двое несовершеннолетних детей, довольно часто приходится брать «больничный».

В январе с заболевшим сыном  сидела дома, когда на работе к нам пришел новый руководитель. О том, что он собирается «почистить» ряды, оптимизировать расходы, узнала от коллег. Я оказалась среди неугодных, о чем мне сообщили, как только вышла на работу. Попытки отстоять себя успехом не увенчались. Новый босс пригрозил, если не уйду сама, он найдет повод уволить меня. Я поняла - с таким настроем мне в этой организации ничего не светит. Я ушла, хлопнув дверью. Хотя надеяться особенно не на кого. Муж  трудится на стройке. Работа сезонная, и семью на эти деньги не прокормить. Помыкалась, помыкалась, но пиарщики никому сейчас не нужны, предложений очень мало. Самый «лучший вариант», который нашла, - с окладом в 13 тысяч рублей. Разве это деньги? Все уйдет на дорогу. Сейчас думаю о переквалификации. Но пока даже не представляю, кем еще смогу работать. Сколько кризисов в своей жизни пережила, но так руки никогда не опускались».

На сегодняшний день в крае насчитывается 20 500 безработных. В марте прошлого года их было чуть меньше. Тогда служба занятости Краснодарского края зарегистрировала 18 700 человек, нуждающихся в трудоустройстве. Разница небольшая, но все в ожидании. Главный вопрос, который висит в воздухе, ждать ли массовых увольнений? По мнению Анны Брюковой, руководителя пресс-службы ведущего рекрутингового сайта,  текущая экономическая ситуация все же отличается от резкого обвала 2008 года. Рынок труда, как и потребительский рынок, меняется более плавно. Сегодня у работодателей еще есть возможность снизить издержки, оптимизировать бизнес-процессы.

   
   

Что же говорят о сокращениях сами работодатели? В тройке профессиональных областей по уменьшению численности - сфера «гостеприимство», «административная поддержка», «маркетинг, связи с общественностью, реклама». Но есть и такие, кто собирается увеличить численность. Это «рабочие на производстве», «продажники». Правда, при сокращении численности штата, впрочем, как и увеличении,  в большинстве случаев речь идет не более чем о 10%.

«Мы провели опрос среди 9000 работников и выяснили, что наиболее уязвимыми себя на сегодняшний день чувствуют страховщики. Почти каждый третий представитель этой профессии заявил: «Знаю точно, что меня сократят», - отмечает Анна Брюкова. - На втором месте среди тех, кто может остаться без работы, те, кто трудится в сфере «управление персоналом» и «административный персонал». Это и HR-специалисты, рекрутеры, специалисты по компенсациям и льготам, а также кадровики, секретари, делопроизводители, офис-менеджеры, курьеры. Также чувствуют, что стулья под ними зашатались, представители банковской сферы и те, кто занимается инвестициями и лизингом». 

Большой риск быть сокращенными есть у работников сферы обеспечения безопасности, как физической, так и информационной. Чуть меньше боятся увольнений автомобильный бизнес, сфера продаж и логистики. Меньше всего сочли себя уязвимыми медицинские  сотрудники. Также уверенно себя чувствуют  юристы, работники некоммерческих организаций и топ-менеджеры всех отраслей. 

«В любом случае подбор кандидатов теперь идет осторожнее. - резюмирует Анна Брюкова. - Так как количество резюме растет сейчас активнее, чем количество вакансий, работодатели получают в среднем больше откликов и выбор кандидатов у них шире. Есть возможность пригласить на работу более грамотных специалистов за те же деньги. Кроме того, многие работодатели говорят, что в их компаниях снизилась текучка. Сотрудники тоже стали держаться за рабочие места».

Меньше всех боятся быть уволенными медработники, юристы и топ-менеджеры. Остальные уже начали просматривать объявления о вакансиях, а также ищут источники дополнительного заработка. Фото: Shutterstock.com

 В поисках дополнительного заработка

Несмотря на то что все боятся увольнений, работающие кубанцы активно «смотрят по сторонам». Дело в том, что доходы у многих реально сократились.

«Я работаю в бюджетной организации, большую часть моего оклада составляли премия, различные надбавки, - рассказал Антон Василенко. - В месяц выходило чуть больше 30 тысяч рублей. В феврале я получил голый оклад - 19 500 рублей. Я в шоке! На эти деньги прожить можно, лишь туго затянув пояс. Я только за ипотеку выплачиваю около 12 тысяч рублей. На жизнь остается  7500 рублей. Конечно, я подумываю о смене работы. Вот только куда идти? Везде требуются сварщики, слесари. Переломить себя, плюнуть на высшее образование и уйти в рабочую профессию? Зачем же я тогда столько учился? Настроение и у меня, и у моих коллег депрессивное».

По мнению специалистов, в нестабильных экономических условиях компании будут стремиться к оптимизации всех затрат и повышению эффективности. Коснется это и персонала. Компании могут решать вопрос по-разному. Например, могут изменить систему мотивации, отказаться от премий на период нестабильности, что многие уже и делают, кого-то вывести за штат, сократить рабочую неделю.

«Всплеска увольнений или невыплат заработных плат в Краснодарском крае, как это было в кризис 2008 года, сейчас не наблюдается. Хотя жалобы на работодателей есть  всегда, - говорит Марина Ефименко, заместитель руководителя госинспекции труда в Краснодарском крае. - Так, с начала года нам поступило 2542 заявления и 2/3 из них касаются задержки заработной платы. Но это обычное явление. Дело в том, что и сегодня некоторые  руководители  частных фирм пытаются вести себя как «хозяева», которым  позволено все. Они считают, что могут просто так уволить, просто так урезать зарплату или вовсе ее не выплатить.

Но сотрудники  все  больше не хотят чувствовать себя «слугами» и относиться к работодателю как к благодетелю. И все чаще стараются  отстаивать свои права. Возможно, поэтому пока дальновидные  руководители предприятий и не спешат с сокращениями».

Выход есть

Но отчаиваться не стоит. В краевом министерстве труда и занятости отмечают: число людей, готовых открыть собственное дело, сегодня увеличилось.

«Я работал водителем в гос­учреждении. Платили копейки, семья перебивалась с хлеба на воду, - рассказывает Юрий Муратов. - Пока я не решил все поменять кардинально. В августе прошлого года взял в аренду кусок земли вдоль трассы Краснодар - Майкоп, построил небольшое кафе. Конечно, пришлось влезть в кредиты. Но главное - запустить дело. Привлек всю семью: мать готовит еду, жена отпускает товар посетителям. Я занимаюсь закупками, текущими делами. Траты окупились уже через несколько месяцев. Сегодня чистый доход - около ста тысяч рублей. Еще год назад и мечтать о таком не мог. Но рискнул, и все получилось. Не исключаю, что мне просто повезло».

Как сообщила пресс-секретарь министерства труда и занятости Майя Крюкова, на сегодняшний день официально зарегистрированных безработных, активно интересующихся возможностью открытия собственного дела с помощью службы занятости, уже больше 900. Тогда как в прошлом году в это же время о предпринимательстве задумывались только 216 человек. В целом же в 2014 году услуги по содействию самозанятости получили 4413 кубанцев, 610 из них в результате зарегистрировались в качестве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или основали крестьянско-фермерские хозяйства.