«Украденное возмездие»

   
   

Константин Пуликовский признается, что он чувствовал, когда испытывал опалу и признание, как справлялся с чеченским синдромом и гибелью сына, каково это - иметь возможность уничтожить всех боевиков раз и навсегда, но быть непонятым и преданным. «АиФ-Юг» первым знакомит читателей с отрывками из новой книги «Украденное возмездие», презентация которой пройдет скоро в Краснодаре.

Верю ли в Бога?

…Трудный вопрос, даже сейчас. Долго не верил в Бога и не пытался хоть как-то повернуться к нему.

В конце апреля 1995 года меня oтозвали в Краснодар, где дислоцировался штаб 67-го корпуса, полноправным командиром которого я стал в январе.

…Едем домой мимо Свято-Ильинской церкви. Я зашёл в генеральской форме. «Ваше высокопревосходительство, что вас сюда привело?» - спрашивает отец Николай. Смятение души, говорю, несколько дней как с войны. Ничего не могу понять: там война, здесь мир, а я где-то посередине. Надо с кем-то поговорить. Жене не могу рассказать - она не поймет. На работе вроде все офицеры, но они не были на войне… Это совершенно разная жизнь - там и здесь. Другой ритм, другое восприятие. Мне очень тяжело.

«Сaдитecь, - говорит, - сейчас поговорим, раз душа привела сюда». И мы проговорили часа два. Он все расспрашивал про войну.

И я ему рассказывал и рассказывал - про эту грязь, боль, кровь. И будто очистился. Он спросил: «Вы - крещеный?» Нет, говорю. «Вот-вот, поэтому ваша душа и не находит покоя. Надо покреститься, и вам будет легче. Хотите креститься? Приходите зaвтpа, я вас жду». Я согласился, но не пришел. Видно, от этой исповеди и в самом деле успокоился. Утром легко, с охотой пошел на работу и забыл о своем обещании.

   
   

Но жизнь вновь повернет, и через полгода я приду к отцу Николаю и получу крещение. Мы станем друзьями на всю жизнь.

Русский солдат Алеша...

…14 декабря 1995 года я получил звание генерал-лейтенaнтa. Меня вызвали в Краснодар, чтобы вручить новые погоны. А мне в тот же день сообщают, что погиб Алешка... с тех пор я и форму не могу носить, и погоны генерал-лейтенантские все время мне напоминают, что когда мне их дали, погиб сын. И страшно было в те дни, просто невыносимо. Oтoвсюду звонили, поздравляли: не все знали, что Алешка погиб, но всем было известно, что указ о присвоении звания подписан.

Так и не смог сказать об этом жене. Позвал друга. Он стакан водки выпил и пошел к нам домой... Старший лейтенант Алексей Пуликовский был посмертно награжден орденом Мужества и с воинскими почестями похоронен в Краснодаре...

Когда хоронили Алешу, вспомнил я об отце Николае. Так и покрестился. Должен сказать: крещение мне принесло душевное успокоение.

Саясан

Утро выдалось серым и пасмурным. Разведчики затемно наведались в ближайшее село Ножай-Юрт, там-то им кто-то шепнул, что в местечке Саясан среди паломников прячутся отчаянные головорезы... Соблазн, прямо скажу, был велик! Офицеры с плохо скрываемым нетерпением ждали моей команды. А я отчего-то не спешил с приказом. Глядел на низкие тяжелые тучи и размышлял - что за название такое Са-я-сан? Чье оно?... Что-то здесь не так.

Сам выдвигаюсь на место. Тогда в Саясане оказалось действительно много паломников. Но это были мирные граждане России, пришедшие в самую почитаемую мечеть в Чечне поклониться сыну пророка Магомеда.

«Кольцо Пуликовского»

…Если бы я знал, что все повернется по-другому, я бы его просто не пустил в Грозный - Лебедя. Выгнал бы на взлетную полосу танк или БТР, и его самолет ни за что не приземлился бы в Ханкале. И пока бы он до меня добирался, из Моздока, например, я бы уже довел операцию до конца.

…Лебедь сказал, что Пуликовский мстит за погибшего сына. Что у него на этой почве «поехала крыша». Поэтому ему тут и командующим нельзя быть. Сказал: вот указ президента о моих полномочиях, стало быть, кто с ним не согласен, может выйти отсюда, и он уже будет никем.

Я встал и вышел.

…И сегодня я глубоко убежден, что именно эта ошибка руководителей страны привела ко второй Чеченской войне: если бы завершили тогда в августе 1996-го операцию в Грозном, то войны на Северном Кавказе больше никогда бы и не было. Просто не могло бы быть.

Мой младший сын Сергей, когда учился в Академии им. Фрунзе, изучал по истории войн и военного искусства эту операцию, вошедшую в учебники мира под названием «Кольцо Пуликовского».

«Прощай, оружие»

...После Нового года, как только Ельцин передал исполнение президентских полномочий Путину, мне позвонили и сказали, что я буду работать в штабе по выборам президента...

С главой центрального предвыборного штаба Дмитрием Медведевым мы раньше не были знакомы. Но в ходе предвыборной работы хорошо узнали друг друга. …Мы одержали абсолютную победу, получив 53 процента. Всех интересовало, как удалось победить коммунистов в таком мощном «красном поясе», как Кубань? И тогда на всю страну прозвучала фраза, ставшая крылатой: «Я не боролся против коммунистов, я боролся за президента Путина!» В тот день впервые, пожалуй, после ухода с военной службы, за все эти месяцы душевной опустошенности, пришло ощущение удовлетворенности результатами своей работы.

…Путин смог принять только часов в десять вечера. Тогда он и объявил о назначениях. Так я узнал, что назначен полномочным представителем президента в Дальневосточный федеральный округ. Честно скажу: не ожидал. В глубине души надеялся, что меня оставят на Кавказе. Как-то позже, когда зашел разговор на эту тему, президент усмехнулся и сказал: «Ты там многих знаешь, тебя многие знают. Поэтому тебя и убрали на Дальний Восток». Так, полушутя - полусерьезно сказал. А как оно на самом деле было, Бог его знает...

Досье

Генерал-лейтенант Константин Пуликовский родился в Уссурийске. 33 года прослужил в Вооружённых Силах. В 1996 г. командовал федеральными войсками в Чечне. На «первой чеченской» потерял старшего из двух сыновей. Работал в администрации Краснодара, полпредом в Дальневосточном федеральном округе. Создал кубанское отделение «Боевого братства». Сейчас возглавляет партию «Справедливая Россия» в Краснодарском крае. Женат. Воспитывает троих внуков.

Смотрите также: