«Идея народосбережения». Ученый о подлинном и «квасном» патриотизме

День согласия и примирения - один из праздников в череде патриотических. Мы отмечаем День России, День флага. Понимают ли люди что они празднуют? Не воспринимают ли как дополнительный выходной? 

   
   

«Никто специальных замеров не делал, но и без того понятно - все достаточно кисло, своего высокого мобилизующего предназначения они не выполняют», - считает профессор, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Виктор Чумаченко. 

 «Национализм любого толка противопоказан»

Светлана Лазебная,  «АиФ-Юг»: Виктор Кириллович, а что такое  патриотизм, для чего он нужен?

Виктор Чумаченко: Кто изучал латынь, с радостью объяснит вам, что это слово в переводе на русский означает жертвенную любовь к Отечеству, к Родине. Гораздо труднее определиться с понятием «родина», хотя слово исконно русское и в переводе не нуждается. Загляните в словари, там будет сказано, что Родиной называется страна, где ты родился. Если принять такую точку зрения, то для рожденных до 1991 года Родиной является СССР с его пятнадцатью союзными республиками, а те, кто появился на свет до 1917 года, в свое понимание Родины должны включать утраченные позднее Финляндию и Польшу. Но этого не происходит. Конечно, у многих россиян есть чувство горечи по поводу утраченных территорий, но ощущения, что утрачена Родина, нет. А все потому, что принадлежность к какой-то стране означает гражданство, а не более глубокое, почти интимное родство с тем местом, где с каждой травинкой чувствуешь «самую жгучую, самую тесную связь».

Досье
Виктор Чумаченко. Кандидат филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. Заслуженный работник культуры Адыгеи, Кубани и Украины. Академические интересы: литературоведение; украиноведение; проблемы региональной культуры и культурной идентичности; духовное наследие; проблемы сохранения и интерпретации книжных памятников и текстов.

В седой древности Родина была там, где живет твой род, где ты появился на свет. А когда люди научились землепашеству, то это понятие включило в себя и землю, которая тебя кормит и которую ты готов защищать от врагов. Так из этих нехитрых понятий со временем сформировалось в человеке это высокое нравственное чувство - патриотизм. Сегодня оно зиждется и на знании родной мифологии, и на знании отечественной истории.

Для чего нужен патриотизм? Вопрос некорректный, если речь идет об истинном патриотизме. Он уже есть, он возник с развитием человечества. Но тот же вопрос правомерен, если речь идет о так называемом «казенном» патриотизме, который время от времени считают необходимым насаждать искусственно. Тогда Родиной может оказаться не только страна, но и некоторые сопредельные с нею и даже очень далекие заморские территории.   

   
   

- И вот почему в Германии слово «патриотизм» считается неприличным, потому что в свое время во главе нации стоял Адольф Гитлер?

- Да, фашистская Германия - классический пример, как могут устрашающе «разбухать» красивые и такие безобидные, на первый взгляд, понятия. Начиналось ведь с возвращения в германские объятия «родных» Судетов и не менее «родной» Австрии. В итоге страна-агрессор сама оказалась на несколько десятилетий разделенной на две части, а воссоединение обошлось ей дорогой ценой. Немцы переболели страшной болезнью ложного гипертрофированного патриотизма, который был частью нацистской идеологии, и не хотят повторения.

Сегодня в западной части нашего континента худо-бедно и с большими проблемами строится единая Европа, во многом именно на немецкие деньги. Ради своего единства западные страны даже пошли на частичное ограничение своего суверенитета. И реваншистские лозунги там не в почете. Россия - испокон веков многонациональное государство. Национализм любого толка для нее противопоказан. Противоядия у нас не выработалось, а значит, есть опасность подхватить эту заразу. Тем, кто широко использует сегодня в политических целях ультра-патриотические лозунги, можно посоветовать особенно не увлекаться.

Грезы о «неньке»

- «Отчизнолюбие» - слово, характеризующее дореволюционное казачество. Современные казаки декларируют себя патриотами, но к ним приклеился ярлык «ряженые». Почему?

- Кубанский патриотизм в наши дни имеет место быть, но, правда, в ограниченных дозах. Считается, что он специально подогревался некоторыми региональными политиками в недавнем прошлом, в том числе и с помощью разыгрывания казачьей карты. Это были больше заказные наработки политтехнологов, чем естественные процессы. Но от навешивания ярлыков я бы воздержался. Кубанский патриотизм я бы сравнил с отношением к родине у малых народов России. Родиной они называют свои республики. Казачество в ходе государственного строительства в 1920-х годах могло претендовать по этническому признаку на автономный статус. Не получилось из-за неоднозначной роли в Гражданской войне. Но чувство особости осталось. В эмиграции казаки грезили больше о «Кубани-неньке», чем о потерянной империи. И сегодня у нас в крае издается журнал «Родная Кубань», а журнала «Родная Россия» я не видел.

- Но вернемся к праздникам. Часто бесконечные мероприятия - обязаловка, смысл которой - «галочка». Зачем это все простому человеку? Можно ли эти акции, парады, кстати, обременительные для бюджета, отменить?

-  Так получилось, что в нашей стране политика открытости миру сменилась конфронтацией с этим миром. Это особая тема, и мы ее развивать не будем. Но в условиях бряцания оружием и взаимных угроз и на фоне тяжелого экономического кризиса основной массе населения власти уже нечего предложить, кроме патриотизма, от которого сильно попахивает квасом. Проблема тут не только политическая, но и экономическая тоже. А вообще я застал времена, когда быть патриотом было не престижно. Это не давало никаких дивидендов. Небольшие кружки маргиналов в Москве и совсем маленькие группы в провинции (типа «кубанской партии» в Краснодаре). Эти люди являли собой интеллигенцию самой высокой пробы, знали и искренне любили свой народ. Их деятельность была жертвенной. На них косились, у многих рушилась карьера, с властями возникали неприятности. И вдруг патриотизм стал официальной доктриной, и как черти из табакерки в патриоты полезли миллиардеры и миллионеры, безголосые певички и продажные журналисты. За свой патриотизм они мечтают получить право беззастенчиво грабить страну, это поощряется бесконечными наградами и прибыльными должностями для себя, жен, детей и любовниц. Навряд ли старые интеллигенты согласились бы встать с ними в один ряд. Ну, а, выражаясь вашими словами, «простому человеку» досталось право, обрядившись в мишуру, участвовать в массовках и подтанцовках.

Место под солнцем

- Есть ли сегодня интеллигенция, в том числе казачья, реально участвующая в формировании повестки дня? Вокруг чего или кого люди могут объединиться?

- Время, когда моральные авторитеты что-то значили, на что-то влияли, закончилось. Интеллигенция перестала быть совестью нации. Когда-то Пушкин гордился правом поэта «истину царям с улыбкой говорить». Сегодня главное резво добежать и в числе первых, не вникая, выразить «одобрямс». Конечно, сегодня уже и казачество понимает, что нужно менять имидж и ставит цель воспитать собственную интеллигенцию, привлекать к движению те здоровые силы, что имеются. Новое поколение придет, и ему придется уступать свое место под солнцем.

Несмотря на то, что национальная идея так и не сформулирована, нам есть во имя чего объединяться. Солженицын определил ее в свое время как идею народосбережения. Только понимать это выражение надо в широком смысле. Не просто как борьбу за физическое сохранение вымирающей нации, но и борьбу за ее духовные, моральные, культурные ценности. Если бы она была сформулирована на государственном уровне, многие поколения истинных патриотов увидели в этом цель и смысл своей жизни.

- В разобщенном и расслоенном обществе на Родину у многих горькая обида. Но далеко не все готовы ее бросить, даже если есть возможность уехать за границу, почему?

- Уехали дети наших главных «патриотов», уехали те, кто мечтает о достойной жизни, которая здесь гарантирована только избранным, ученые, которые не могут реализовать на Родине свои таланты… Но Россия велика, и большинство все равно никуда не уедет, даже если будет только хуже, потому что возможность каждый день говорить по-русски, ходить по родной земле, растить в любви к ней своих детей для них многого стоит. И на них вся наша надежда.