Троевластие и компромиссы. Как советская власть пришла на Кубань

Игорь Романов / Из личного архива

В Кубанской области и Черноморской губернии не произошло немедленного смещения представителей старой власти, как во многих других регионах. Начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-майор М. Бабыч заявил о подчинении новому правительству России, и некоторое время продолжал управлять краем, устанавливая связи с местными общественными деятелями, поддержавшими Февральскую революцию.

   
   

Землю тем, кто обрабатывает

Большинство населения области, включая казачество, приняло новый порядок, установившийся после свержения самодержавия. Митинги, собрания, демонстрации под антивоенными и демократическими лозунгами охватили Кубань и Черноморье. Уже 28 февраля в Екатеринодаре состоялось собрание представителей революционно-демократических организаций, избравшее комиссию из трёх человек - от большевиков, меньшевиков и эсеров. А 2 марта был избран Екатеринодарский Совет рабочих  депутатов -первый демократический орган власти на Северном Кавказе.

Представителями центральной власти Временное правительство назначило комиссаров: в Кубанскую область - депутата Государственной думы четырёх созывов есаула из станицы Брюховецкой К. Бардижа и в Черноморскую губернию депутата Госдумы кадета Н. Николаева, обязанностью которых было наблюдение за работой местных органов власти. 

«К началу 1917 года действовали четыре  партийных лагеря, - рассказывает доктор исторических наук Валерий Касьянов. - Наиболее многочисленной была партия социалистов-революционеров - в середине 1917 года их насчитывалось более 6 тысяч. Количественному росту  партии способствовали её организационные способности. Причиной такой популярности была притягательность аграрного лозунга партии: «Землю тем, кто её обрабатывает». Но казачество в отличие от крестьянства отрицательно относилось к эсеровской идее уравнительного землепользования, означавшего сокращение казачьего землевладения».

Организации большевиков оставались ещё малочисленными. Наибольшую поддержку они находили среди рабочих крупных предприятий, бывших солдат-фронтовиков, за счёт которых и шло пополнение рядов. Правда, на апрель 2017 года их было всего 200 человек.

Начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского войска М. Бабыч, ещё недавно пользовавшийся большим авторитетом, в новой обстановке ассоциировался со старым царским режимом. 12 марта 2017 года местные газеты сообщили, что он подал в отставку.  Временное правительство назначило временным атаманом начальника Кубанского казачьего войска К. Гаденко, а временным начальником области - действительного статского советника Н. Ляха.

   
   

В станицах всё по-старому

Относительная политическая стабильность была в казачьих станицах и хуторах. Здесь безраздельно правили органы казачьего самоуправления во главе с атаманами. Новая власть боялась конфронтации с местной казачьей администрацией и стремилась опереться на её поддержку. Казачество было реальной военной силой.

В середине марта военный и морской министр Временного правительства А. Гучков издал приказы, согласно которым предусматривались реорганизация системы казачьего самоуправления, чтобы приспособить её к новым порядкам. Во всех казачьих войсках предписывалось безотлагательно созвать съезды выборных от станиц, где предлагалось обсудить основы будущего самоуправления казачьих войск.

9-18 апреля в Екатеринодаре прошёл областной съезд, на котором были подтверждены полномочия гражданских комитетов как органов новой власти, однако не распространил их функции на казачью территорию. Так было закреплено параллельное существование структур управления. Вместо временного Кубанского областного исполнительного комитета на основе представительства от казаков, иногородних и горцев съезд 16 апреля избрал Кубанский областной совет из 136 человек и Исполком.

Если в России после Февральской революции возникло двоевластие, то в Кубанской области возникло соотношение сил, которое генерал Деникин в «Очерках русской смуты» охарактеризовал как «троевластие». Казачьи сословные органы стали быстро  выдвигаться на первый план. В городах области наряду с гражданскими комитетами и советами реальной силой обладали муниципальные бессословные органы. Совет  устранился от борьбы за всю полноту власти. Его лидеры полагали, что Совет рабочих депутатов, как и казачья Рада, - органы, выражавшие интересы соответственно рабочих и казаков, а внесословный Совет как раз и олицетворяет демократическую власть. Но реально Кубанский областной Совет так и не смог добиться желаемого.

Как объявили себя Радой

Накануне окончания  работы съезда представителей населённых пунктов и учреждений Кубани его участники - казаки -  объявили себя Кубанской краевой войсковой Радой, и 17 апреля теперь уже казачий съезд подтвердил создание Рады и образовал  Временное Кубанское войсковое правительство, ставшие высшими органами управления войска.

Надо сказать, что в станицах власть сосредоточилась в станичных и хуторских правлениях во главе с атаманами. В отличие от городов здесь не пользовались большим авторитетом исполнительные органы, представлявшие Временно правительство.  И лишь в редких случаях какой-то властью в станицах обладали исполкомы местных Советов. Обычно они действовали в одном направлении с казачьими органами.

Надо сказать, что в регионе шёл процесс формирования взаимно  исключающих систем органов власти и управления. В этой связи в специальном приказе комиссар Временного правительства К. Бардиж разъяснил, что гражданские комитеты не являются органами власти, они всего лишь выразители общественного мнения.

Известие о свержении Временного Правительства в Петрограде и провозглашении советской власти было получено на Кубани 26 октября. Екатеринодарский и Новороссийский Советы на экстренном заседании приняли решение о взятии власти в свои руки, хотя сделать это было нелегко. Кубанское войсковое правительство постановило - не признавать власть большевиков и принять на себя всю полноту власти. В Кубанской области с 26 октября было введено военное положение, члены Екатеринодарского Совета были арестованы, революционно настроенные части подлежали разоружению.

Первые декреты советской власти о мире и земле отвечали массовым настроениям армии, крестьянства и части казачества. Положительную роль сыграло и обращение СНК к правительству. Создатель Добровольческой армии генерал Алексеев признавал, что идеи большевизма нашли приверженцев среди широкой массы казаков. Иногороднее крестьянство в своём большинстве безоговорочно приняло советскую власть. Всё это не могло не учитывать казачье краевое правительство. Правительство пошло на компромисс с иногородними.