Вода по карточке. Зачем в Краснодаре установили первую платную колонку

У старой уличной колонки с водой в ПМР всегда очереди. © / Елена Иванова / АиФ-Юг

Ценность воды мы познаём, лишь когда колодец пересыхает. Древняя мудрость коснулась жителей Краснодара в буквальном смысле. Дело в том, что все городские уличные колонки планируют сделать платными. Хотя местные жители пользовались ими в течение 30 лет совершенно бесконтрольно и безвозмездно. Что это - желание нажиться на горожанах или попытка сократить потери – разбирался «АиФ-Юг».

Справка
Для подземных вод во всем мире основными проблемами остаются жесткость, повышенное содержание железа и марганца, а также токсикологические показатели, определяемые геохимическими особенностями грунтов. Краснодарская же вода не имеет проблем по вышеперечисленным показателям, поэтому ее состав по праву приравнивается к составу воды минеральной.
   
   

Колонку уже «подбили»

Шестого августа в Пашковском микрорайоне Краснодара появилась платная уличная колонка с водой. Ее установили рядом со старой – бесплатной. По идее, набирать воду можно теперь будет только при наличии специальной лимитной карты «Водоканала». Пока сооружение не работает, но жители крайне возмущены. Местные привыкли годами пользоваться водой на безвозмездной основе.

На улице Бородинской среди частного сектора и высоток - ажиотаж: очередь с пластиковыми бутылками у источника с водой круглые сутки. Десятого августа с утра там с большими и маленькими бутылками и канистрами толпятся люди. Пенсионерки привозят тару в сумках на колесиках, отцы семейства подъезжают на машинах.

«Я бы ни за что не тратил на это время, - говорит местный житель Геннадий Андреев, - если бы в кране дома текла нормальная чистая вода. Купаться в ней ещё возможно, а вот пить ее совсем не хочется. На утро осадок в чайнике на дне - черный. Вот и приезжаю сюда пару раз в месяц на автомобиле - наливаю две емкости по 19 литров, чтобы попить нормального чаю. А теперь что - хотят последнюю копейку и за воду из колонки вывернуть?».

«Я тоже набираю для чая и так просто попить, - вступает в разговор пенсионерка Алла Константинова. - В кране вода ужасная - грязная, невкусная. Я вот не знаю, нам тоже придется платить за воду в новой колонке? Мы же - пенсионеры. Пусть тогда водоканал позаботится о том, чтобы у нас в дома поступала нормальная вода».

Новый терминал стоит сиротливо чуть в стороне от старой колонки. Место, куда в будущем предстоит прикладывать карточку, разбито. Как будто кто-то выместил на нём зло за предстоящие перемены. Фото: АиФ-Юг/ Елена Иванова

Для сокращения потерь

Как пояснили в «Краснодар водоканале», первую автоматизированную водоразборную колонку установили, чтобы бороться с неучтенным потреблением воды. Оборудование, оснащенное подогревом и доступом по электронному ключу, призвано сократить потери.

«Старые водоразборные колонки на нашем балансе постоянно нуждались в ремонте, что приводило к увеличению расходов воды, и, соответственно, дополнительным финансовым издержкам предприятия, - рассказывает заместитель главного инженера ООО «Краснодар Водоканал» Станислав Гераськов. – Теперь у нас есть точный учет таких расходов, что, я уверен, приведет к значительному сокращению потерь».

   
   

По его словам, уличные колонки были предназначены для обеспечения водой тех абонентов, у кого отсутствует водопровод. Однако их общедоступность позволяла потреблять воду абсолютно всем, без контроля.

«Новый тип оборудования позволит получать услугу абонентам «Краснодар Водоканал» по картам личного доступа с установленным лимитом потребления воды равным нормативу на одного человека (1,96м3) ежемесячно, с последующей оплатой счета-квитанции, - уточнили в компании. - Карты доступа будут «привязаны» к «Личному кабинету» абонента на официальном сайте предприятия. Жители смогут получить их в центрах обслуживания».

«Насколько я знакома с ситуацией, многие жители улицы Бородинской в поселке Пашковском согласны с нововведением, - комментирует коммерческий директор Кубанского ИКЦ Экология, эколог Анастасия Михалева. - Ведь сейчас забор воды происходит неконтролируемым образом. Берут ее в колонке не только те, кто живет там постоянно, но и приезжие люди, вплоть до коммерсантов.

Но есть и вопросы к «Водоканалу». Если компания собирается брать деньги за воду, значит, та должна быть качественной. А качество воды зависит и от того, на какую глубину была пробурена скважина, и от какого водоносного горизонта питается. В радиусе 30 метров от скважины должна сохранятся санитарная зона. Если жители города будут платить за воду в колонках, она должна соответствовать СанПинам».

Настал тот момент, когда пора налаживать систему, брать на контроль потребление. В данном случае переход на автоматизированные колонки должен дать свои результаты
Подобные сооружения заменят постепенно все старые уличные колонки Краснодара. Фото: АиФ-Юг/ Елена Иванова

Чужая вода вкуснее

«Вода эта вкуснее и чище, чем течёт из крана, это точно. Мы раз в неделю точно запасаемся здесь несколькими десятками литров. Исключительно для того, чтобы пить», - говорит житель микрорайона Анатолий Белич.

Но надо помнить, что колонки установлены исключительно для тех краснодарцев, у кого по каким-либо причинам нет подключения к центральному водопроводу. Кстати, насколько на самом деле вода из крана отличается от той, что жители набирают на улице?

«Нет абсолютно никаких различий, - объясняет председатель Союза «КККЖС», член совета при губернаторе Краснодарского края по правам человека и развитию гражданского общества, председатель общественного совета при министерстве ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Владимир Колпаков. – Во все сети вода подается из скважин. Единственная причина, по которой вода в колонке может быть качественнее – это если изношенность трубопроводов, поставляющих воду в дома».

Между тем уличным колонкам, которых в Краснодаре не меньше 200, около 30 лет. Но они по сей день пользуются популярностью у местных жителей - очереди возле некоторых практически круглосуточные. Из 200 старых питьевых колонок пока демонтировали только одну. И постепенно все колонки ждёт та же участь: по мере подключения к центральному водопроводу горожан.

«Глобальная модернизация всей системы водоснабжения Краснодарского края назревала давно, - продолжает Владимир Колпаков. – Эта тема сейчас прорабатывается на губернаторском уровне. На Кубани реализуется развитие водопроводно-канализационного хозяйства, на это выделяют огромные деньги. Проводится реконструкция разводящих сетей, строительство очистных сооружений и новых точек водозабора.

Это необходимо, потому что из-за изношенности сетей и прочего страдает само качество воды. Если мы хотим, чтобы вода из крана была пригодной, нужно подходить к решению проблемы комплексно. Водоканалы сегодня крайне убыточны и несут огромные потери, в том числе, из-за несанкционированного пользования. Настал тот момент, когда пора налаживать систему, брать на контроль потребление. В данном случае переход на автоматизированные колонки должен дать свои результаты».

Колонка на улице Братьев Игнатовых очереди не собирает, но используется часто. Фото: АиФ-Юг/ Елена Иванова

Бабушка с коромыслом

Еще одна уличная колонка, которая пока работает бесплатно, находится в Краснодаре на перекрестке улиц Братьев Игнатовых и Горького. Там нередко можно встретить людей с канистрами и пятилитровыми бутылями. Приезжают и на машинах, загружают тарой с водой багажники и даже салоны. Местные не против – «на всех хватит».

«Наша семья живет здесь давно, уже несколько поколений сменились, - рассказывает жительница улицы Горького Инна Куликова. – Еще наша бабушка в послевоенное время с коромыслом ходила к этой колонке за водой. Мы и сами пользовались до 2009 года. Потом нас подсоединили к водопроводу, теперь без надобности. А что интересно – столько лет прошло, а вода чистая течёт, мягкая, вкусная, из скважины, видимо. Раньше, кстати, буквально в квартале еще одна такая же колонка стояла, а потом ее убрали. Время идёт, всё меньше людей вынуждены ходить за водой на улицу. Разве это плохо?».

«Любое нововведение всегда вызывает в обществе возмущение, - говорит социальный психолог Дмитрий Арамян. – Здесь играют роль несколько факторов. Первый - боязнь личного ущерба в результате перемен. Второй - неправильное понимание готовящихся перемен и их последствий, что обычно является следствием недостатка доверия между «простым народом» и структурой. И здесь важно правильно объяснить, рассказать людям, для чего это именно делается».

Справка
На начало июня общая сумма задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения перед предприятием «Росводоканал Краснодар» составила свыше 770 млн рублей. Из них 540 млн рублей - это долги УК, ТСЖ и физических лиц, 232 млн рублей – неоплаченные обязательства юридических лиц.