Взлеты и крах Сергея Медунова. Личная война первого секретаря

Медунов был шумным, дельным. За глаза его называли «хозяином» Кубани. Казалось бы, карьера успешного политика  не менее ярко продолжится в Кремле… Но все закончилось в один миг. В крае один за другим начались аресты высокопоставленных лиц.  Пресса объявила Кубань  полностью коррумпированной. Первому секретарю ничего не оставалось, как сложить полномочия  и уехать.

   
   

«Хозяин»  Кубани

Сергей Медунов работал с 16 лет. До войны был директором школы. Потом отправился на фронт воевать. А после хваткого, умного фронтовика еще при Сталине назначили руководить Ялтой.  Медунов показал себя крепким хозяйственником и многие думали, что вот -вот он возглавит и всю Республику Крым. Но как раз к этому времени к власти пришел Никита Хрущев и решил передать Крым Украине. Медунов его в этом решении не поддержал, за что был отправлен в Сочи, тоже первым секретарем горкома КПСС. Здесь он быстро проявил себя и в 1973 году был назначен первым секретарем Краснодарского крайкома партии.

«Сергея Федоровича постигла тяжелая судьба, которую он не заслужил, - говорит писатель, публицист Владимир Рунов. - Он умер в одиночестве, позабытый всеми. Но его крах, по большому счету, был политическим заказом. При таком раскладе уничтожить можно было любого. Ведь как говорил Дзержинский, «если вы еще не сидите, это не ваша заслуга, а наша недоработка». Сейчас, по прошествии 30 с лишним лет со времен правления Медунова, считаю необходимым признать: он многое сделал для становления края».

Сергей Медунов возглавил край  после влиятельнейшего Георгия Золотухина. Тот хорошо разбирался в экономике и многое сделал для края. Но новый руководитель превзошел его в разы. Медунов был энергичным, деятельным человеком, заточенным на конечный результат. При нем резко возрос коэффициент полезного действия даже среди чиновников. Он во все дотошно вникал. При нем  культура земледелия, животноводства,  селекционная работа вышли на новый уровень.  Благодаря ему в Краснодарском крае была выстроена целая сеть научно-исследовательских институтов.

«Конечно же, он, как человек тщеславный, умел себя преподнести, как бы сейчас сказали, занимался самопиаром, - продолжает Владимир Рунов. - Но он не был пустозвоном, его слова всегда сопровождались реальными делами. Он был человеком эрудированным, творческим. При нем расцвела и культурная жизнь края. Были построены цирк, театр драмы и т. д».

Ни для кого не секрет, что у «хозяина» Кубани были доверительные отношения с самим генеральным секретарем Леонидом Брежневым. Сошлись они в 1974 году, когда Новороссийску присвоили звание «Город-герой». Тогда, по распоряжению Медунова, восстановили блиндаж, откуда полководец Брежнев руководил битвой за Малую землю. Леонид Ильич был растроган до слез и приблизил к себе Медунова, у которого тоже была героическая фронтовая биография.

   
   
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев приблизил к себе Медунова настолько, что его считали возможным преемником. Фото: www.russianlook.com

Плоды этого приезда стали «пожинать» уже год спустя. В 1975-м ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли два важных постановления: «О развитии производственных мощностей предприятий комбината «Новоросцемент» и о дальнейшем развитии Новороссийского морского пароходства. Количество судов на предприятии достигло 131, а пароходство стало победителем всесоюзного социалистического соревнования. Но процветал не только Новороссийск. Медунов считал, что Кубань должна быть первой во всем. Соответственно, требовал от своих подчиненных по полной программе. По воспоминаниям современников, человеком первый секретарь был громогласным. За проступки никого не щадил, при всех устраивал «разбор полетов». Говорят, что один из номенклатурщиков, на которого как-то обрушил свой гнев Сергей Федорович, умер от инсульта прямо на заседании.

Медунов держал в кулаке весь регион, и результаты не заставили себя ждать.

Гремели на весь Союз

Успехи Краснодарского края в десятой пятилетке (1976 - 1980 гг.) были отмечены переходящими красными знаменами ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, которые вручались Краснодарскому краю, городу Сочи, Брюховецкому, Каневскому и Красноармейскому районам, а также тридцати четырем коллективам. Семь кубанцев были удостоены звания «Герой Социалистического Труда», большая группа - орденов и медалей Союза ССР.

Кубань, считавшаяся ранее традиционно сельской, быстро урбанизировалась. К концу 70-х годов городское население впервые превысило 50% отметку. А к началу 80-х годов Кубань являлась одним из ведущих в экономическом отношении регионов страны. Население на 1 января 1982 года составляло 4 млн. 910 тыс. человек. К 1980 году объем выпускаемой предприятиями края промышленной продукции в 10 раз превосходил показатели довоенного 1940 г. Кубань входила в десятку наиболее развитых промышленных центров РСФСР. Край выпускал промышленной продукции больше, чем ее производила дореволюционная Россия, а по общему объему производства сельскохозяйственной продукции Кубань вышла на первое место в республике. В общем, край гремел на весь Союз.

«В какой-то момент Медунов стал перегибать палку, - говорит Владимир Рунов. - Началась кампания по уничтожению частных подсобных хозяйств. Теплицы, которые строили кубанцы, уничтожали бульдозерами. Конечно же, крестьяне стали пусть и негромко, но роптать. Но «хозяин» ничего не хотел видеть и слышать. Ему доставляло удовольствие упиваться этой властью. И, кроме того, он всякий раз подчеркивал свою близость к Брежневу».

Несмотря на то, что Медунову уже было за 60, ходили слухи, что скоро его переведут в Москву. А в скором времени освободилась и подходящая должность.

Личная война

В конце семидесятых скоропостижно умирает министр сельского хозяйства Федор Кулаков.  На вакантное место было два претендента. Глава Ставропольского края Михаил Горбачев и полновластный хозяин Кубани Сергей Медунов. Горбачева поддерживал руководитель КГБ Юрий Андропов, а у Медунова, как мы уже сказали, в покровителях числился сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Но те, у кого под контролем были спецслужбы, оказались хитрее.

В Краснодарский край вдруг нагрянула следственная группа из Генеральной прокуратуры. Курортный регион просто вздрогнул. В самые короткие сроки были  уволены  и отправлены в тюрьму 5 тысяч партийных функционеров и руководителей торговли и общепита.

Против самого Медунова ничего не нашли, но его обвинили в том, что при его пособничестве в крае расцвела коррупция. В 1982 году человека, перед которым трепетала вся Кубань, сняли с должности. Брежнев, который сам уже тяжело болел и дни его почти были сочтены, предпочел в эту ситуацию не вмешиваться.

…Медунову нашли небольшое место в Министерстве плодоовощного хозяйства, где он проработал всего несколько лет. Уже в Москве умерли его жена и сын. Сергей Федорович доживал абсолютно один. В 1999 году его не стало. Пришедшие проститься с Сергеем Федоровичем с удивлением отметили, что у человека, которого обвиняли в коррупции и хищении миллионов, не нашлось даже костюма, в котором его можно было похоронить.

Роковую роль в судьбе Медунова сыграла женщина

В Советском Союзе три женщины были приговорены к смертной казни. Антонина Макарова, расстрелявшая полторы тысячи людей во время войны, Тамара Иванютина, посудомойка, специально отравившая 40 человек, и наша землячка Бэлла Бородкина, которую обвинили в хищении социалистической собственности. На Кубани ее называли Железной  Бэллой. Из-за ее махинаций пострадал Сергей Медунов. Но такого жесткого приговора – расстрела - никто не ожидал. Было впечатление, что с ней хотели расправиться.

«А началось все… с  закрытого  показа порнографических фильмов в одном из геленджикских кафе, - рассказывает криминалист Валерий Хан. - Когда нагрянула милиция, крутили что-то вроде «Эммануэль». Взяли директора, заведующего производством и бармена. Понятно, что запрещенные просмотры велись за дополнительные и немалые деньги, которые шли в карман сотрудников общепита. Стали допрашивать, выяснилось, что все делалось с разрешения руководителя треста Беллы Бородкиной».

Между Сергеем Медуновым и Михаилом Горбачевым развернулась нешуточная борьба за власть. Победитель получал все. Фото: www.russianlook.com

Когда к Бородкиной пришли с обыском, следователи долго не могли понять. Куда они попали? Это частный дом или золотохранилище? В доме были килограммы драгоценностей, невероятное количество хрусталя и мехов. Всего того, что ассоциируется с богатой заграничной жизнью. И того, чего в самых смелых мечтах не представлял себе советский человек. Только  дефицитного в то время постельного белья было обнаружено 150 комплектов. Всего ценностей и денег на сумму около 1 миллиона рублей.

Конечно же, владелицу всех этих богатств Бэллу Бородкину арестовали.

Роскошные приемы для важных людей

Но не зря ее прозвали Железной Бэллой. Когда за ней пришли, она была  абсолютно невозмутима и уверена, что вышло недоразумение и ее обязательно скоро отпустят. Она даже пригрозила следователям, что им еще придется прощения просить.

Справка
Настоящее имя Бэллы Бородкиной - Берта Король. Родилась на Украине в городе Белая Церковь, в зажиточной семье. Во время войны в Одессе сожительствовала с румынским дезертиром. Ходили слухи, что она даже работала на немецкую разведку. Потом она почему-то поменяла паспорт, в котором себе сбавила пять лет. В графе национальность указала - «русская». В Геленджике объявилась в 1951 году. Устроилась в курортном городе простой буфетчицей. Несмотря на то что у нее не было даже среднего образования, довольно удачно вышла замуж за отставного офицера - взяла его фамилию Бородкин. Вскоре муж, который был старше ее на 20 лет, умер, и она стала «завидной» вдовой.

Возможно, при других обстоятельствах так бы оно и было. Белла Наумовна слыла человеком в крае известным и очень влиятельным. Она дружила с самим Сергеем Медуновым. И надо сказать, пользовалась этим знакомством, любила  козырять его именем. Впрочем, знала она и чиновника рангом повыше. Говорят, что дружила с тем самым первым секретарем министерства сельского хозяйства Кулаковым. Очень даже может быть. Во всяком случае, когда он умер, на похороны Бэлла Бородкина отправилась в составе делегации от Краснодарского края.

Но не будем забегать вперед.  Железная Бэлла  сама была очень  «нужным» человеком.  Краснодарский край был  всероссийской здравницей, и на отдых сюда приезжали не только трудящиеся со всей страны, но и вся высокая партийная номенклатура. Понятно, что  Медунов как гостеприимный хозяин должен был всех принять, встретить, за чашкой чая и чего покрепче обсудить дальнейшие дела края. Во время таких встреч все вопросы решались быстрее и легче. Будь то поставка нового оборудования на предприятия края или что-то другое. 

Сергей Федорович человеком был умным.  Путевка в здравницу обычно была рассчитана на 21 день.  Высокое начальство встречали, селили и оставляли на недельку в покое. Потом, когда гость начинал скучать, появлялся «хозяин» и предлагал выгулять начальство. Обычно никто не возражал.

В таких вопросах  Белла Бородкина была незаменима. Таких приемов, как умела устраивать она, не устраивал никто! Столы ломились от всевозможных яств: кубанские и импортные фрукты-овощи, икра красная и черная, мясо жаренное, пареное, вяленое, разносолы, дорогие вина и коньяки. Кончено же, московским чиновникам было приятно, что их так встречают, и они благоволи организатору всех этих пиршеств.

Примечательно, что  Белла, щедро угощая  высокопоставленных чиновников,  не оставалась в тени. Она с удовольствием заводила знакомства, которые часто переходили в дружбу. От этого зависело, нагрянет ли ОБХСС, дадут ли дефицитные товары. Понятно, что сама женщина не оставалась в накладе.

С туристов «собирали» дань

 Ежегодно   на Черноморское побережье съезжалось около 11 миллионов туристов. Все они «кормились» и «кормили» Бэллу.

Недоложить в порцию мяса, разбавить сметану водой, недобить чеки, разбавить алкоголь, положить жженый сахар в чай или кофе, чтобы придать цвет, - все это стало системой общепита, которую Бородкина лично контролировала. На собраниях она устраивала «разнос» заведующим производства, кто «недорабатывал»! Деньги лились в карман Беллы рекой. Оставшееся мясо реализовывалось с рук без всяких накладных и отчетов. Или отправлялось в шашлычные.

Помимо этого, ежемесячно руководители ресторанов, кафе, столовых платили ей «дань» от 500 до 1000 рублей.  Попробовали бы не платить! Белла Наумовна не скрывала свои связи с влиятельными лицами в городе, крае и Советском союзе. Она стала забываться. Играла человеческими судьбами и считала себя всемогущей. В общем-то не без основания. Не просто принимала высокопоставленных гостей, но сама была при власти - являлась заслуженным работником торговли,  была депутатом местного созыва.

Коллеги ее характеризовали как очень жесткого, бескомпромиссного человека. Она могла запросто нахамить, выгнать.  Приблизить человека или лишить его всех привилегий. За этот нрав ее и прозвали Железной Беллой. Те, кто ей нравился, она могла представить к награде.  А если вдруг нет… К  проштрафившемуся  отправлялась специальная комиссия, которая обязательно «накапывала» на неугодного человека компромат, и его выгоняли.

Назвала все имена

По прошествии многих лет становится понятно, что Бэлла была лишь винтиком в жерновах власти, которые должны были стереть в порошок Сергея Медунова. Такие, как она, были в любом курортном регионе. Например, в соседнем Ставропольском крае примерно в это же время был арестован руководитель треста кафе и ресторанов. Но в битве за кресло первого секретаря министерства сельского хозяйства СССР тогда победил ставрополец Михаил Горбачев. Кисловодск, Железноводск, Минеральные Воды номенклатура тоже любила. И Михаил Сергеевич не менее радушно встречал гостей. Но человека, заведовавшего ставропольским трестом ресторанов, приговорили к 9 годам лишения свободы, а через шесть лет условно-досрочно освободили. А Бородкину просто уничтожили.

Поначалу она была уверена, что ее скоро выпустят. Но помощи все не было. Вряд ли ей сказали, что ее «помощники», в том числе и хозяин края, в беде. И тогда она начала сдавать тех, кому сама давала взятки. Всех, с кем была связана коррупционной сетью. Она назвала 24 высокопоставленных чиновника, среди которых фигурировал и глава города Геленджика Погодин, и даже сотрудники Госторга. Последнее ее, видимо, и погубило. После этого шокировавшего следователей признания Бэлла прикинулась психически ненормальной и уже до самого расстрела играла эту роль. Хотя психиатрическая экспертиза установила, что она вменяема. Она, видимо, поняла, что из этих стен ей уже не выбраться.

По мнению экспертов, Бэлла тоже стала жертвой «войны» против Сергея Медунова. Он был другом Леонида Брежнева, а некоторые видели в нем не только будущего министра, но даже его преемника. Комитетчики не могли этого допустить. Люди, расследовавшие это дело, не раз вспоминали, что «рыли носом землю», пытаясь найти на него компромат. Ничего не нашли и не доказали, но сняли за то, что при его правлении так расцвела коррупция.