Дорога к свободе или путь к проблемам? Можно ли обойтись без автомобиля

пресс-служба администрации Краснодара

Личный автомобиль - удобный транспорт и комфортный транспорт, но, как и любое изобретение, его можно использовать по-разному. Наряду с пользой он способен приносить много проблем, возникающих при отсутствии баланса. Кто его нарушает и какие шаги ведут к восстановлению равновесия – в нашем материале.

   
   

Буквально все заполонили

«Наверное скоро мы ходить разучимся, уже привычка ездить в нас живет. Пройти пешком всего два шага мучимся, сто километров на авто не в счет. Автомобили, автомобили, буквально все заполонили…» - как ни странно, в наши дни эти и другие слова из подзабытого хита 80-х годов прошлого века от ансамбля «Веселые ребята» становятся все актуальнее. По-прежнему не разрешен обозначенный штрихами в песне конфликт, связанный с тем, что без баланса машина легко превращается из полезного инструмента в источник проблем. Среди них – заторы, загрязнение воздуха, шум и другие напасти. Причем грань между разными полюсами как всегда тонка.

«Автомобиль - самое комфортное средство передвижения, - считает председатель краснодарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак. – Человек чувствует себя в нем независимым и защищенным, в том числе от плохой погоды, в свою машину можно что-то положить. Плюс – скорость перемещения, если нет пробок. Хотя это все довольно условно и есть много подводных камней, о которых многие не думают, пользуясь личным транспортом. К примеру, если тебя стукнули на дороге, то ты потом можешь полдня стоять, пока сотрудники полиции не приедут оформлять ДТП, или долго ждать еще чего-то».

Владимир не расстается со стальным конем с 1981 года, когда получил водительское удостоверение. Машину чаще всего использует в Краснодаре для поездок на работу, по магазинам, гостям и иногда отправляется в муниципалитеты по разным делам. Ему не только удобно так передвигаться, но и просто нравится ездить за рулем. Хотя наш земляк признается, что в хорошую погоду также с удовольствием идет утром пешком до офиса или гуляет по городу. Причем, как можно понять из его слов, любовь к ходьбе стала отчетливее проявляться с годами. В то же время он отмечает, что в вопросах передвижения все очень индивидуально и во многом зависит от ситуации.

«Каждый сам решает, как ему удобно перемещаться, и хорошо, когда у человека есть такой выбор, - продолжает Владимир Коробчак. – Лично я имею возможность дойти до работы пешком, когда хочу, но у кого-то ее просто нет. Многие люди живут где-нибудь под Краснодаром и встают в шесть утра, чтобы пораньше выехать на машине в город. При этом им надо часа полтора-два стоять в пробке, чтобы попасть на работу. Вообще в сельской местности автомобиль нужнее, потому что там не так хорошо развита сеть общественного транспорта. А в большом городе можно обходиться без него, так как есть трамваи, троллейбусы, автобусы, такси».

Роскошь или транспорт?

Главный автомобильный общественник Кубани хотел бы видеть Краснодар без пробок. А для этого нужно активней развивать дорожную инфраструктуру в городе, создавать полноценную объездную трассу вокруг него и улучшать общественный транспорт. Чем он комфортнее и быстрее, тем привлекательнее для людей, уверен Владимир Коробчак. Его впечатлил опыт Стамбула, в котором благодаря выделенным полосам трамваи ездят быстро. В Краснодаре так на улице Ставропольской, где они обгоняют машины при заторах, потому что рельсы отделены от дороги. Но порой привычка сильней любых аргументов.

   
   

«Я езжу на машине больше десяти лет и практически не пользуюсь в своем городе другими видами транспорта, - говорит жительница Новороссийска Светлана Федорова. - Наверное, выскажу непопулярное мнение, но я привыкла ездить одна или только с членами семьи. Просто мне не нравятся лишние, чужие люди рядом со мной, с ними не очень комфортно. Даже на такси не люблю передвигаться, потому что с водителем все равно нужно взаимодействовать, он может захотеть с тобой поговорить, а ты не всегда этого хочешь. Но мне кажется, что заядлым автомобилистам вообще сложно говорить про общественный транспорт, потому что они с ним не особо знакомы».  

По ее мнению, привычка к комфорту своей машины сказывается сильно, хотя лично для нее вопрос не только в этом. Дело еще в том, что она каждый день возит сына в школу, на дополнительные занятия и спортивные секции. Хотя муж по возможности тоже это делает, Светлана отмечает, что чаще всего дети «завязаны» именно на маме, и с этой точки зрения женщинам машина нужнее. Но все-таки даже их автомобильную семью обстоятельства заставляют прибегать к использованию общественного транспорта. Супруг ездит на нем на работу из-за отсутствия парковки, а сына они недавно познакомили с автобусом, потому что не всегда успевают отвозить его в школу.

«Я часто пользуюсь платными парковками, которые никак не ограничивают, - продолжает Светлана Федорова. – Мне так тоже комфортнее, если машина стоит в понятном месте и ее точно не заберет эвакуатор. За это надо платить, но ведь каждый человек изначально должен понимать, что автомобиль и его использование в принципе стоят недешево. Сейчас в большом городе это скорее роскошь, чем средство передвижения. За рулем ездят те, кто этого хочет и имеет такую финансовую возможность. Хотя можно посмотреть на все это по-другому. Если бы у меня на работе не было бесплатной парковки, то не исключаю, что я бы тоже перешла на общественный транспорт».

В поисках баланса

Жительница города-героя также рассказала о двух знакомых с разными и по-своему типичными подходами к автомобильному вопросу. У обеих этих дам есть машины, но если одна не готова сделать лишнего шага и при любой возможности садится за руль, то для другой важнее время. Вторая женщина, которая живет в Краснодаре, добирается до работы двумя видами электротранспорта. На вокзале «Краснодар-2» садится на электричку, доезжает до района улицы Новороссийской и оттуда идет к остановке трамвая, чтобы доехать до Старокубанской. Преимущество в том, что на поезде она проезжает за восемь минут путь, который на авто по пробкам может занять час.  

У многих автомобилистов также полярные взгляды на самокаты и другие средства индивидуальной мобильности. Та же Светлана Федорова считает их максимально опасной альтернативой со всех точек зрения. Она мечтает, чтобы владельцев СИМ обязали получать права, проверяли на адекватность. А вот краснодарец Максим Кулаков буквально признается в любви к электросамокатам, хотя тоже является автомобилистом. Мужчина считает полезными все виды транспорта и совмещает их при возможности. В ситуациях, когда машина в городе может стать обузой, он берет в аренду двухколесный электротранспорт и ездит на нем. В сельской местности тоже свои взгляды на автомобильный вопрос.

«В принципе у нас можно обойтись без автомобиля, - рассуждает житель Павловской Владимир Иванов. – Во-первых, здесь не такие большие расстояния. Тем, у кого работа находится в шаговой доступности и нет большого хозяйства, машина и не нужна. На нее надо много денег, а если зарплата это позволяет, то у нас можно ездить и на такси, которое стоит всего восемьдесят рублей. Конечно, я бы тоже смог прожить в станице без автомобиля, если бы не было возможности им владеть, обслуживать его. Но мне бы уже было очень некомфортно в такой ситуации просто потому, что я все время на колесах с тех пор, как получил права в восемнадцать лет».

Таким образом, его слова тоже подтверждают силу привычки к автомобилю.