Учимся писать заново. Выпускники впервые за 5 лет сдали итоговое сочинение

Алина Менькова / АиФ

Корреспондент «АиФ-Юг» Алина Менькова посетила краснодарскую гимназию № 44 и узнала, какие темы для сочинений были предложены школьникам, как оценят работы и в чем суть нового экзамена.

   
   

Ни сомнений, ни тревог

На часах 9.30. В гимназии № 44 толпятся ученики. Ровно через полчаса для них начнется экзамен.

«Подождите! Опоздаю!» – прямо передо мной в школу вбегает запыхавшаяся одиннадцатиклассница. Она спешит к собравшимся в холле одноклассникам.

Интересно, что на лицах выпускников нет ни тени тревоги, они улыбаются, болтают между собой. Волнения, как на ЕГЭ, не чувствуется. Наверное, потому, что морально ребята к экзамену готовы. 20 ноября они писали пробное сочинение. Примерные направления тем знали еще с 29 августа, когда их список появился на сайте Минобрнауки РФ.

В 9.45 в кабинете руководителя собирается организационная комиссия – восемь учителей. Она была сформирована за две недели до проведения экзамена. Организаторы получают конверты с темами сочинений.

Как только конверты розданы, учителя отправляются в классы.

В школьных кабинетах перед экзаменом опечатали шкафы. Фото: АиФ/ Алина Менькова

Главное – аргументировать

Для написания сочинения выделено четыре кабинета. Здесь в отличие от ЕГЭ, где места выбирает компьютерная программа, ребята рассаживаются свободно. Главное – по одному человеку за партой. В каждом классе присутствуют по два педагога. Причем, по правилам, эти учителя не ведут уроки у ребят. Около доски стоит стол для личных вещей, где можно оставить мобильники и сумки. На парте у школьников лишь черная гелевая ручка и паспорт. Если учитель обнаружит шпаргалку или телефон – ученик будет тут же удален с экзамена и сможет пересдать его только в феврале.

   
   

В коридоре двое дежурных, при необходимости они проводят школьников в туалет.

В 10 часов открывается доска – школьники приступают к заполнению регистрационного бланка, вписывают фамилию, имя и прочие данные.

Ребята ждут начала экзамена. Фото: АиФ/ Алина Менькова

Выпускник выслушивают инструктаж. У каждого на парте лежит памятка. Вкратце в ней написано о том, что рекомендуемый объем сочинения – от 350 слов. Если в сочинении будет менее 250 слов, его даже не будут проверять. За такую работу ставится «незачет».

Первым делом ребята заполняют регистрационные бланки. Фото: АиФ/ Алина Менькова

В рамках заявленной темы выпускнику необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать ее на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору.

Учителя озвучивают темы сочинений. На написание текста отводится 3 часа 55 минут. В это время школьникам разрешается пользоваться только орфографическим словарем.

Темы сочинений на экзамене 3 декабря. Фото: АиФ/ Алина Менькова

«Кажется, что темы простые: «Что важнее: любить и быть любимым», «Какие события жизни помогают человеку взрослеть»… Но эти темы надо суметь развить, привести примеры из литературных произведений, аргументировать свою точку зрения», – говорит директор гимназии Наталья Земскова.

«Рядовые сочинения мы пишем часто, так что навыки написания у детей есть, но вот такое итоговое решающее - впервые за долгое время. Детям сложно, нам, учителям, – сложно, но ничего – все к лучшему», – добавляет замдиректора Елена Кураева.

«Как будете оценивать работы?» – спрашиваю я.

«Главные критерии сочинения: рассуждать на выбранную тему, аргументировать свою точку зрения примером из литературы, соблюдать композицию и логику, писать грамотно. «Зачтено» выпускник получит, только если выполнит три критерия, но первый и второй обязательны. То есть он может написать и неграмотно, главное, что тема раскрыта и аргументирована соответствующей литературой», – отвечает Елена.

«А если напишет грамотно, но  «нальет воды»?» - уточняю я.

«Экзамен не сдаст», - говорит Елена Кураева.

Написал – посчитал

«Пробный экзамен в конце ноября показал неплохие результаты, практически все выпускники раскрыли темы сочинений, аргументировали свои мысли. Те ошибки, которые допустили, были проработаны с каждым из них отдельно, так что сюда они шли достаточно подготовленными, с ними занимались с начала сентября», – поясняет Елена Кураева.

Учителя обсуждают полученные темы сочинений. Фото: АиФ/ Алина Менькова

«И никто не написал меньше 250 слов?», - интересуюсь я.

«Такие работы мы бы просто не приняли. Среднее количество слов в «репетиционных» итоговых сочинениях было 350-370. И несколько ребят написали даже более 400. Сколько это на странице – сказать сложно, у всех-то почерк разный. Они привыкли считать слова, будучи еще в 9-м классе – когда готовились к изложению. Написал – посчитал сразу», – говорит Елена.

Заменить смайлик словом

«Благодаря этому экзамену мы научим современных детей любить чтение. Они сейчас мало читают классическую литературу, да и вообще мало читают. Все их общение проходит через электронные носители, из-за этого формируется маленький словарный запас. Смайлик отправил, и все, а свои чувства словами описать им уже сложновато. Нет навыка общения с русским словом. А сочинение позволит развить речь, ясно и красиво выразить свои мысли», – считает Наталья Земскова.

После проверки все сочинения, получившие «зачет», будут направлены в единую базу данных. Важно, что теперь при поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена, сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Если же руководство вуза откажется от «таких плюсов», выпускник так или иначе имеет право представить сочинение в качестве своего индивидуального достижения, и вуз оценит его самостоятельно.