Наука – молодым. Какие открытия сделали учёные Кубанского госуниверситета?

Ректор Кубанского государственного университета Михаил Астапов вручил дипломы лучшим учёным и лучшим молодым учёным вуза. © / пресс-служба КубГУ

Сегодня нашей стране как никогда нужны молодые умы для развития собственных передовых технологий и создания современных производств. В Кубанском государственном университете научная деятельность всегда была и остаётся приоритетным направлением. Здесь поддерживают талантливых, нестандартно мыслящих специалистов и начинающих генераторов идей. На прошлой неделе в вузе прошла церемония чествования лучших учёных.

   
   

Как обследовать без боли?

270 заявок было подано для участия в традиционных ежегодных конкурсах университета «Лучший учёный» и «Лучший молодой учёный», которые проводятся в вузе более 10 лет. В этом году дипломами награждены 149 авторов инновационных разработок и перспективных решений.

Лучших определяли по трём направлениям деятельности – естественному, гуманитарному и творческому. По естественному направлению среди маститых учёных определили 51 победителя, а среди молодых учёных – 39 лауреатов. В их числе доктор химических наук, доцент кафедры аналитической химии Азамат Темердашев.

Азамат Зауалевич занимается и наукой, и преподавательской деятельностью, а также руководит испытательной лабораторией, в которой могут проводить исследования практически все студенты естественных факультетов.

«Перед каждым ставятся довольно сложные задачи, но только так можно выявить ребят с большим потенциалом, – говорит Азамат Темердашев. – В университете поощряют тех, кто занимается научной деятельностью и другими видами активности. Для студентов и начинающих специалистов важно признание их заслуг. И признание не только в узком научном кругу, но и руководством, и общественностью. Это хороший стимул и поддержка».

Азамат Зауалевич со своей группой ведёт две темы исследований. Первая – аналитическая токсикология, допинг-контроль и криминалистика. Вторая – неинвазивная диагностика, т.е. без болезненных процедур, онкологических заболеваний, в частности, рака лёгких.

«Это наш флагманский проект, мы реализуем его совместно с Краевой клинической больницей №1 им. профессора С.В. Очаповского, – поясняет учёный. – Суть его в том, что для выявления болезни пациенту не нужно ни сдавать кровь, ни проходить биопсию, ни проводить такие дорогостоящие процедуры, как КТ и МРТ, а необходимо всего лишь подышать в пакет. Так, на основании выдыхаемого воздуха мы можем провести исследование и по соотношению соединений в нём определить вероятность заболевания. Такая манипуляция не обременительна в клинической диагностике, используется на имеющемся оборудовании, а также может проводиться не только в условиях больницы, но и на выездах, что важно во время диспансеризации. Инновацию мы запатентовали, опубликовали работы, провели исследования, которые подтвердили состоятельность нашей методики. Мы обследовали пациентов новым способом и параллельно вели диагностику по классическому протоколу. Однако оказалось, что нашу разработку невозможно распространить на всю страну, а только на территорию края. Дело в том, что в каждом регионе разная экологическая обстановка и, соответственно, разные показатели воздуха. Воздух в Челябинской области, Пермском крае и других промышленных центрах не такой, как на Кубани, а значит, для каждого региона нужно начинать отдельное исследование буквально с нуля».

   
   

В вузе исследования ведут даже творческие люди.

Теперь учёные работают над новым проектом.

«Сейчас у нас другая задача, – продолжает Азамат Зауалевич. – Хотим уйти от метода выдыхаемого воздуха, а перейти на другие объекты исследования, включающие биологические жидкости. Рак лёгких – только один вид онкологии, наша идея – проводить диагностику большего количества заболеваний. Так, за один анализ можно будет получить информацию не только о наличии конкретной болезни, но и о ряде важных для клинической диагностики параметров, например, содержании гормонов. Если за один прогон можно определить большое количество показателей, то снизится и стоимость обследования. В таком случае имеет смысл рассматривать методику с точки зрения диспансеризации. И это не прорыв, а эволюция. Подходы, которые мы используем в допинг-контроле, совмещаем с методами клинического обследования. Если получится реализовать идею, то наш способ будет существенно превосходить имеющиеся сейчас диагностические возможности».

Сколько новых слов?

В настоящее время активно развиваются и социально-гуманитарные науки. Исследования в этой области тоже ведутся на достаточно высоком уровне. По гуманитарному направлению в конкурсе лучших учёных определили 52 победителя. В числе молодых учёных отметили 12 специалистов. В первой тройке – преподаватель кафедры английской филологии, кандидат филологических наук София Липириди.

София Христофоровна начала заниматься наукой, будучи студент­кой второго курса. Областью её исследования является неология. Это раздел языкознания, изучающий новые слова (неологизмы), их появление и употребление.

«К науке меня приобщила мой преподаватель, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Вероника Викторовна Катермина, – рассказывает молодая учёная. – Мне, во-первых, хотелось увидеть своё имя в книге, это вызывало восторг и радость. Во-вторых, стипендии и конференции. Всё это мотивировало заниматься научной деятельностью. А, в-третьих, это очень интересно. Во время пандемии коронавируса появилось столько слов, что буквально каждый день можно было находить в словарях новинки. Случился настоящий неологический бум. Мы, в частности, собирали английские неологизмы. А вообще приток новых слов происходит каждую минуту. Одни остаются в нашей речи надолго, другие не приживаются. Любопытно это отслеживать».

Зачем изучать рисунок?

Занятие наукой сродни детективу – есть тайна, которую хочется открыть, и чем больше вопросов, тем интереснее. В вузе исследования ведут даже творческие люди. В числе победителей конкурса по творческому направлению 13 человек. Преподаватель кафедры графики Виктория Житкович стала единственным победителем по творческому направлению среди молодых учёных.

«Со своим наставником, кандидатом педагогических наук, профессором Олегом Мстиславовичем Гавриловым мы написали учебно-методическое пособие. В нём собраны полные, поэтапные инструкции как подготовиться к вступительному творческому испытанию для абитуриентов, – рассказывает Виктория Владимировна. – Научные работы на нашем факультете посвящены академическому рисунку, исследованию техник, компьютерной графике. Я преподаю в вузе только второй год, и сама ещё многому учусь».

Помимо исследовательской деятельности Виктория Житкович проводит творческие мастер-классы, вместе со студентами принимали участие в «Ночи музеев» – рисовали портреты всем желающим. Также молодая художница проводит персональные выставки. Её работы оценили как учащиеся, так и маститые преподаватели.

Все победители конкурсов получили денежные премии, размер которых определялся в зависимости от количества набранных баллов.

В вузе поддерживают и поощряют креативных, талантливых студентов и специалистов. Фото: пресс-служба КубГУ

Надежда на новое поколение

Ректор Кубанского государственного университета Михаил Астапов:

«Коронавирусная эпоха, в которой было много ограничений, отступает, и я уверен, в новом году нам удастся совершить решительный рывок, увидеть результат нашей научной деятельности вместе с хозяйствующими субъектами и бизнесом. В частности, наши химики работают с Абинским ЭлектроМеталлургическим заводом. Этот совместный проект имеет значение не только для нашего вуза и предприятия, но и в целом для металлургической промышленности страны. По сути, это изменение технологической цепочки производства. Есть и другие интересные проекты, например, со строительными организациями. Рассчитываем, что все идеи будут реализованы в следующем году.

Подводя итоги 2021 года, мы отметили лучших учёных вуза, молодых учёных, а также пригласили на церемонию награждения представителей студенческих научных сообществ. Нам важно приобщать к исследовательской деятельности способных ребят. С особой надеждой смотрю на молодое поколение. За ними будущее. На перспективу мы поставили задачу, чтобы по окончании года на каждом факультете появлялся хотя бы один человек из числа талантливых ребят, который будет интегрирован в наш коллектив. Мне импонирует подход тех факультетов, где создаются разновозрастные преподавательские составы, где маститые профессора работают вместе с молодыми кадрами. Только в таком случае процесс становления начинающих специалистов идёт более высокими темпами».