Анастасия Быстрюкова пришла работать детский сад шесть лет назад, в 2019-м стала лучшей по профессии в Тимашевском районе, в 2020 – в крае. О том, чем отличается нынешнее дошкольное образование, как находить контакт с детьми и родителями, чему пришлось учиться педагогам во время коронавирусных ограничений, а также многом другом воспитатель рассказала «АиФ-Юг».
Профессия вдохновляет
Анастасия Быстрюкова - не просто лучший воспитатель края, но ещё и мама троих детей. Причём на работу в детский сад она попала, когда повела в дошкольное учреждение старшую дочь. К тому моменту жизнь Анастасии совершила один крутой поворот - поехав на родину матери в Тимашевский район, она встретила будущего мужа и решила перебраться к нему на Кубань. А вместе с географическим положением - из Самарской области в Краснодарский край - поменяла и род занятий. От судьбы, видимо, не уйдёшь.
«После школы я поступила сразу в три вуза, в том числе педагогический, - рассказывает Анастасия Быстрюкова. - Но тогда были модны другие направления, поэтому в итоге пошла в другой институт, стала изучать документоведение и управление».
При этом каждые летние каникулы студентка ездила в детские лагеря, трудилась воспитателем и художником-оформителем. После выпуска работала архивариусом, помощником руководителя. Уже в Новокорсунской, отправив первого ребёнка в сад, Анастасия так активно включилась в его жизнь, что молодой маме предложили поработать воспитателем. Для этого пришлось пройти двухгодичную переподготовку в Ленинградском педагогическом колледже.
«Когда стала воспитателем, то поняла, что именно эта профессия меня вдохновляет, - признаётся Анастасия Быстрюкова. - Правда, сначала были опасения, что может не хватить опыта. Но я сразу почувствовала – это моё призвание. Хотелось расти, развиваться - благо, возможностей для молодого педагога сейчас много. Меня поддерживали, давали возможность реализовывать идеи».
Через три года после начала работы молодая воспитательница заняла третье место в районном профессиональном конкурсе, через четыре – второе, через пять – первое, а через шесть стала лучшей во всём крае.
Маленькие победы
Важнее всех наград профессиональных конкурсов для Анастасии маленькие победы её воспитанников.
«Ни одна проблема ребенка, ни один его вопрос не должны оставаться без внимания взрослого, - считает она. - Вместе ищем ответы, сталкиваясь с трудностями, получаем новые знания и опыт. И такие маленькие шажки к целям малыш делает постоянно. Кстати, сейчас педагог в детском саду не даёт детям готовые ответы, а создаёт такие условия, в которых они сами могут анализировать и пытаться найти правильные решения. И когда ребёнок сам стремится, достигает, понимает - это и есть победа».
Самостоятельным поиском и правом на ошибку современное дошкольное образование, по словам воспитательницы, отличается от того, которое она испытала на себе детстве.
«Тогда ощущалась дисциплина, не было такого пространства для выбора, какое сегодня предоставляется детям. Порой мы не решались отвечать на вопросы, боясь ошибиться, ведь существовали только два варианта ответа: правильный и неправильный», - вспоминает Анастасия Быстрюкова.
Сейчас, по её словам, атмосфера в группах совершенно другая.
«Если раньше говорил в основном воспитатель, то сейчас много информации идёт от самих детей, - продолжает педагог. - Да они и сами сейчас другие – более открытые, инициативные, свободные! Способны быстрее усваивать знания, проявляя взрослость в суждениях. Не боятся высказывать своё мнение, неправильно ответить на вопрос - ведь даже неверный ответ повлечёт за собой серию размышлений и поисков».
Анастасия придерживается в работе принципов Шалвы Амонашвили, автора методики гуманной педагогики. По его словам, педагог - это человек, который принимает ребёнка, понимая, что у него есть своя миссия.
«Поэтому моя задача - вникнуть в жизнь малыша и заслужить его доверие - продолжает Анастасия. - Ребёнок - уже личность, обладающая неограниченной энергией, в которую мы можем что-то вложить, но никоим образом не изменить его природу. Это главное. От взрослого малыш отличается только отсутствием жизненного опыта, но чувствует и переживает всё так же».
Это основополагающие принципы, а есть ли какие-либо приёмы, позволяющие быстро найти общий язык с ребёнком? По словам воспитательницы, такого чудодейственного средства не существует, ведь каждый ребенок индивидуален.
«Просто нужно быть искренним, принимать позицию малыша и переживать с ним все ступени его развития - это основополагающие принципы, которым важно следовать не только воспитателю, но и родителю, - говорит она. - Слышать, принимать и помогать».
Быть одинаковой в детском саду и дома, с тремя собственными детьми, признаётся Анастасия, не получается.
«Дома я в первую очередь мама, - улыбается она.- Из-за усталости, домашних хлопот, других причин не всегда получается быть идеальным воспитателем. Иногда, все-же применяя педагогические приёмы со своими детьми, слышу в ответ: «Мама, ты дома, а не в детском саду».
Вместе с родителями
При этом Анастасия Быстрюкова уверена, воспитание - дело общее, здесь педагог, родители и ребёнок находятся в одной упряжке.
«Если я вижу проблему, то не могу решить её в одностороннем порядке, - объясняет воспитательница. - Моя задача - осветить её и найти выход вместе с родителями. И тут нужен индивидуальный подход к каждой семье, ведь везде свои традиции, устои, нравы. Вообще я глубоко убеждена, что воспитание ребёнка начинается только в семье - даже лучшему педагогу нужна поддержка мамы и папы. И здесь воспитатель может посоветовать, показать, чему-то научить, разумеется, очень тонко и этично. И только если это нужно, интересно и полезно».
Отношения с родителями должны быть построены на принципах доверия и взаимного согласия, уверена Анастасия Быстрюкова.
«Очень важно, чтобы они понимали важность своего участие в жизни ребенка, - говорит воспитатель. - Для этого не обязательны дорогостоящие игрушки или развлечения, достаточно порой поиграть вместе в любую игру, которая есть у вас дома. Кстати, время пандемии способствовало этому, и многие семьи отложили смартфоны, достали шашки, шахматы, другие настольные игры. Это важный моменты в жизни каждого ребёнка, такое запоминается надолго».
Сейчас многие дети загружены различными кружками и секциями с самого раннего детства. И здесь, по словам Анастасии Быстрюковой, родителям важно не ошибиться с этими занятиями и не заменить своё участие в жизни ребёнка.
«Взрослые должны находить возможность провести с сыном или дочерью хотя бы час, - уверена воспитательница. - Это обязательный минимум. Ребёнок должен постоянно чувствовать, что он в семье, что за него переживают. Ещё один важный момент – не стоит пытаться реализовать в детях свои несбывшиеся мечты и амбиции. Да и вообще загруженность должна быть адекватной».
Новый вызов
Ограничения, связанные с коронавирусом, стали испытанием для многих, не остались в стороне воспитатели, малыши, их родители. Удалёнка спутала всё: по программе занятия не проведёшь, составленный заранее план не работает. Что же делать?
«Сначала через видеоплатформы я обратилась к родителям, - рассказывает Анастасия Быстрюкова. - Мол, я в той же ситуации, что и вы, у самой трое детей дома, может, вам будет интересно, если предложу, чем с ними заниматься можно? И они меня поддержали».
В сторис воспитательница предлагала альтернативные варианты занятий, например, подвижные домашние игры или рецепт блюда, которое можно приготовить дома с детьми. Родители голосовали, выбирая, что им более интересно.
«В итоге я со своими детьми снимала видео и выкладывала в инстаграм, - продолжает Анастасия. - И получала ответы от детей и родителей».
С таким форматом работы было немало проблем: не у каждой семьи есть по гаджету для каждого ребёнка, люди в разное время готовы выйти в онлайн, не все знают программы и как ими пользоваться.
«Но мы всё-таки договаривались, назначали время, играли в зуме в крокодила, просто общались и поддерживали друг друга», - продолжает воспитатель.
Это взаимодействие в итоге стало онлайн - проектом: «С настроением по жизни», в который вошли наши совместные флешмобы, видеоролики, выставки, и как результат - онлайн - выпускной для ребят.
«Чтобы дети видели, что они все вместе, - говорит она. - Несмотря ни на какие трудности».
Воспитательница признаётся, во время ограничений было тяжело, на работу уходило больше времени, приходилось не только работать с детьми, но и осваивать новые инструменты, компьютерные программы, находить время на общение с родителями.
«Было трудно, но мы справились, - продолжает она. - Это время нас многому научило и убеждена, что не стоит бояться новых реалий, а стремиться по максимуму извлекать пользу из событий и ситуаций! Ведь именно этому мы обучаем наших ребят: преодолевать трудности, оставаясь человеком!»