Художник-космист из глубинки Краснодарского края «путешествует» к другим планетам в своём творчестве, а для популяризации космонавтики создал в своей станице «Зал космической славы и науки», планетарий, астрономический кружок и студию «Космической живописи» с галерей и музеем. За свой счёт и для земляков - бесплатно. Жители станицы сравнивают Игоря Погорелова с героем фильма «Безымянная звезда», купившего за бешеные деньги (22 тысячи лей) книгу о звёздах. «АиФ-Юг» расспросил кубанского «Марино Мирою» о природе социальной благотворительности.
«Как там в космосе?»
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Игорь Валерьевич, откуда у вас столь сильное увлечение космосом?
Игорь Погорелов: Небо, звезды, дальние миры - это то, о чём на протяжении истории мечтает человечество. Я не исключение. Вырос в степном районе Кубани, где просторы бескрайние, до самого горизонта. Самолёты, летающие из военного аэродрома Ейска, расчерчивающие небо полосами... В пятом классе прочитал учебник по астрономии за десятый класс и ахнул. Захотелось знать больше. Перечитал всё в детской библиотеке. Библиотекари, спасибо им, помогли записаться во взрослую. К десятому классу набрался наглости и написал в Академию наук СССР с просьбой подсказать, где почитать «толковое». И, представьте, получил ответ! Подростку из глубинки стали присылать «Астрономический вестник Академии наук СССР». Чтение совмещалось с практикой. Мастерили с пацанами телескопы. Бегали по аптекам в поисках линз, вычисляли диоптрии и фокусные расстояния. И собрать удалось! Когда увидел - не в книгах, а своими глазами - поверхность Луны, гряды гор и яркий свет далёких галактик, то всё, пропал навсегда. С возрастом страсть вышла на новый уровень. Вряд ли отправлюсь в настоящее космическое путешествие, зато в моих силах сделать что-то для популяризации космонавтики, астрофизики и идей космизма. Может, кто-то из моих учеников к звёздам полетит.
- Эйфории после полёта Гагарина хватило на несколько десятилетий, дети в СССР космосом болели массово. Почему сегодня на вопрос, кто из наших космонавтов на орбите, ответят единицы?
- А у нас часто о космонавтах рассказывают? Интерес к любой теме исчезает, если её не подпитывать, космос с первых полос газет давно ушёл. На самом деле, современные дети не сильно отличаются от ровесников 1970-1980-х. Посмотрели бы вы на малышей после сеансов в нашем планетарии. Выскакивают в коридор и вопят: «Мама, мама! Ты не поверишь, я на Луне был! Та-а-ак классно!». Не знаю, как в других городах-станицах, а в Каневской с узнаванием космонавтов всё в порядке. Названия звёзд, планет все знают. Вечерами, в хорошую погоду, выношу телескопы на улицу, устанавливаю на площади в центре станицы. И все гуляющие, молодёжь, семьи с детьми подходят, смотрят: как там в космосе? Для станичников уже настолько это привычно, что когда телескопов нет (ну мало ли, уехал я, заболел) - предъявляют претензии. Вроде бы в шутку, но досада чувствуется настоящая.
- Поясните для тех, кто на Луне не был, как вы туда людей отправляете?
- Нужен кабинет без окон и лицензированная программа интерактивного планетария, обновляемая через интернет. Интерактив запрограммирован на Каневскую, и в режиме реального времени показывает всё, что в небе происходит. Ту же Луну можно не только рассматривать, но и максимально приближать. Для онлайн-экскурсий собрано неимоверное количество видеоматериалов, в том числе создающих иллюзию личного присутствия, высадки на лунную поверхность.
Космический борщ
- Как без субсидий и господдержки вам удаётся содержать космическое «хозяйство»?
- Я тот странный предприниматель «не от мира сего», который зарабатывает деньги для того, чтобы развивались, жили, приносили пользу социальные проекты. Всё держится на энтузиазме и благодаря поддержке единомышленников. Они есть: чудаки-одиночки вроде меня и большие организации, занимающиеся популяризацией космонавтики. Самый представительный - Роскосмос. В прошлом году каневские ребята и девчата по подписке госкорпорации участвовали в прямой трансляции с орбиты. Представляете, как горели глаза у детей, получивших возможность пообщаться с космонавтами на МКС?
- Что собой представляет зал космической славы и науки?
- В основе - предметы коллекции, которую я собираю всю жизнь. Масса периодических изданий по космонавтике, науке, труды Циолковского, Королёва, книги о Юрии Гагарине. Есть издания 1960-х с дарственной надписью из «Звёздного городка». Все книги и журналы можно взять, почитать. Обширная коллекция значков. Есть лётные шлемы, ещё той, советской эпохи, в которых тренировались лётчики-космонавты. И дети, и взрослые обожают их примерять, фотографироваться на память, чувствовать себя хоть покорителем неба. Суперхит коллекции - космическая еда в тюбиках. Как же возможно, живя на Кубани, не заполучить космический борщ в коллекцию? Ребята, занимающимися поставками лицензированной продукции для Роскосмоса, помогли, прислали. Предвосхищаю вопрос: нет, не пробовали, каков космический борщ на вкус, не знаю. Эти тюбики - они такие красивые! На них обращают внимание, часто ловлю плотоядные взгляды учеников и посетителей. Ребятам пообещал: съедим, когда срок годности станет критическим.
Марш энтузиастов
- Что это за художественный жанр - космизм?
- Для себя я его определяю как смесь доброй фантазии, мечты и реальности. Подчеркну: мечты не ужасающей с фэнтези-монстрами и апокалиптическими настроениями, а - окрыляющей, зовущей вперёд и вверх. Есть нюанс. Без специфических знаний серьёзно им заниматься невозможно. Как минимум придётся изучать астрофизику (спектральный анализ, представление об эффекте красного смещения). Иначе художественное полотно превращается в бутафорию и кич.
- Дети открыты для всего нового, в юных учениках нет недостатка, это понятно. Но в студию космической живописи стремятся взрослые. Какая у них мотивация?
- Открывать взрослую группу в мыслях не было, но люди просятся. Зачем? Знаете… Жил когда-то в маленьком городке Балаково мальчик Гена Голобоков. Он был влюблён в звёзды, мечтал стать астрономом. За год до окончания школы получил тяжёлую пожизненную инвалидность. Перелом позвоночника отнял надежду когда-либо подняться с постели. Медленное угасание, покорность судьбе, ожидание смерти как освобождения от мук - обычный в таких случаях сценарий. Этот мальчик до трагедии увлекался рисованием. После стал рисовать каждый день, мобилизуя силу и волю. Подрамник ставили ему на грудь. Одной рукой Гена держал картину, другой - кисть. Рука с кистью едва дотягивалась до середины холста. Чтобы он мог написать верхнюю часть, картину переворачивали вверх ногами. Он писал. И как! Работы выставлялись на Всесоюзных и Всероссийских выставках, печатались в научно-популярных и молодёжных журналах. Самая знаменитая его картина - «Космическая мазурка», изображающая людей, танцующих в космосе без скафандров. Голобокова называют основателем «психологической фантастики» в живописи. Десять лет, до самой смерти в 1978 году, он каждый день рисовал. Мечтал о том, что человек в своём развитии достигнет такого совершенства, что замыслам его преград не будет. На мой взгляд, личностного совершенства он достиг.
- История жизни как философская притча…
- Реальность! И так ли уж ирреальны «фантастические» полотна? Вспомните других космистов. Космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос. Американский астронавт Алан Бин высадился на Луну во время миссии «Аполло-12». Все космисты - деятельные энтузиасты, уверенные в том, что человек может победить любые обстоятельства, если у него хватит мужества. Пожилые станичники, которые приходят учиться космической живописи, из того же теста. Смысл жизни, извините за пафос, пытаются нащупать. Как сказал мне один из них: «Вот ты уже остался у людей в памяти в своих начинаниях. А я? Ну дети, внуки, а дальше?». Им важно реализовать себя. Оставить свидетельство, что они не только работали, растили, но и о чём-то думали, сопереживали, мечтали.