Есть ли плюсы у пандемии? Ученый - об «удаленке» и коронакризисе

Заур Хутыз / Из личного архива

Уже год мир живет в условиях пандемии.  Как ни странно, но коронавирусная инфекция полностью изменила нашу действительность.  Многие процессы ушли в онлайн. Какие-то сферы в глубоком кризисе. Но все же жизнь продолжается. Каким этот год был, чего ждать в будущем, «АиФ-Юг» рассказал доктор экономических наук Заур Хутыз.   

   
   

Могло быть и хуже?

Фатима Шеужден, «АиФ-Юг»: в марте, когда пандемия только началась, в нашем с вами интервью это состояние для экономики вы определили  как кризис. Учитывая, что мы в нем и так уже давно пребывали, с этим наслоением  российская экономика получила двойной удар. В условиях коронакризиса мы находимся почти девять месяцев. На ваш взгляд, насколько болезненным стал локдаун для основных сфер экономики края - аграриев, туризма, потребительского рынка?

Заур Хутыз: за этот год падение нашего ВВП составило примерно 3,5%.  На фоне экономик других крупных стран это не самый плохой показатель. Когда мы беседовали весной, я предположил, что кризис, вызванный пандемией, ударит по транспорту, туризму, общепиту и сфере массовых мероприятий.  А хорошо себя будут чувствовать интернет-торговля, службы доставки, сервисы видеоконференций, фармацевтика. Так оно и получилось.

Но надо отметить, что, несмотря на несколько карантинных месяцев, в Краснодарском крае туристическая отрасль отработала 2020 год очень хорошо, так как выездной туризм был минимален.  У аграриев тоже, в целом,  год выдался неплохим – уж прокормить себя Кубань точно сможет.  А вот общепит, развлечения, стрит-ритейл пострадали сильно. Вы же видите, некоторые кафе-рестораны после тотального локдауна у нас так и не заработали, тоже касается кино, театров и т.д.

Не берусь делать прогнозы на следующий год. Слишком много факторов, которые будут влиять на ситуацию, но каким образом – пока не понятно. 

- Многие экономисты советуют иметь подушку безопасности. Но инфляция не позволяет людям ее накопить. Что делать обычному человеку, чтобы в условиях кризиса не обеднеть?

- Никакого волшебного рецепта у меня нет.  Алгоритм создания подушки безопасности давно известен – зарабатывать больше, чем тратишь.

   
   

Сюрприз из…  банка

- Краснодарский рай и так считался раем, и многие пытались найти себе здесь место. Карантин, дистанционка  этот тренд  усугубили – регион накрыла волна «удаленщиков».    Специалисты в сфере недвижимости говорят, что это сказалось на ценах на недвижимость- они выросли. Насколько такой поворот характерен для экономического кризиса?

- С недвижимостью получилась интересная ситуация.  Когда мы беседовали в марте этого года, я сказал, что ипотечные ставки будут постепенно расти, так как предполагал, что Центральный банк будет продолжать уже ставшую на тот момент привычной консервативную политику – то есть, будет держать учетную ставку достаточно высокой, либо даже повысит её. Однако произошло неожиданное: с начала года ЦБ понизил ставку с 6,25% до нынешних 4,25%.  Дальше – больше.  Одним из шагов правительства  в ответ на пандемию стало введение программы льготной ипотеки под 6,5%.  Весной также было принято решение о введении подоходного налога с доходов со вкладов и инвестиций в ценные бумаги, имеющих размер более 1 млн руб.  В результате, люди, у которых были свободные средства, ринулись покупать недвижимость, спасая свои средства от обесценивания.  В свою очередь, застройщики, видя волну спроса, подняли цены.  Также этот рост был вызван увеличением себестоимости строительства.  Всё-таки рубль упал, а в строительстве  импортная составляющая присутствует. Таким образом, по результатам 2020-го  мы можем говорить об очень удачном годе для рынка недвижимости – цены выросли, а спрос высокий.  Аналитики рынка предупреждают о том, что добром этот ажиотаж не закончится, и после такого ралли рынок недвижимости ждёт болезненное падение.  Однако, когда именно это произойдёт, и вернутся ли цены на прежние уровни, сказать сложно.

- Один из наших экспертов в начале пандемии предположил, что эта ситуация заставит людей вернуться в деревню. Как вы думаете?

- Временный отток из города из-за пандемии, конечно, имеет место. Но если города опустели, а их жители массово переехали в деревню навсегда, это означает только одно: страна вернулась в архаику, где человек вынужден трудиться на земле от рассвета до заката только для того, чтобы себя прокормить.  Это печальный сценарий, свидетелем которого я не хотел бы стать.  Надеюсь, что наши города переживут сложные времена и останутся комфортными территориями, где концентрируется деловая, культурная и научная жизнь.

Новая реальность 

- Один из «подарков»  пандемии – «удаленка». Очень многие продолжают работать в таком формате. Как вы думаете, насколько эта форма работы будет в дальнейшем массово использована? Некоторые эксперты говорят, что офисов, в таком формате, как они есть сейчас, уже не будет.

- Коронакризис, как это время многие называют,  резко ускорил процессы, о ходе которых долгое время предупреждали исследователи.  Сегодня всё большее число людей трудится в нематериальной сфере.  То есть, для работы им нужен ноутбук, планшет, телефон.  В большинстве случаев такой формат  не требует жёсткой привязки к офису и рабочим часам.  Серьёзное осмысление ситуации произошло, как мне кажется, на стороне работодателей.  Несмотря на то, что технологии удалённой работы пришли в нашу жизнь не вчера, многие компании по инерции продолжали содержать большие офисы с фиксированными рабочими местами и требовать от сотрудников личного присутствия с девяти до 18. Из-за пандемии многие фирмы были вынуждены посмотреть в лицо новой реальности.  Конечно, организация удаленной работы коллективов потребует новых подходов к управлению, новых компетенций руководителей.  Те компании, которые научатся успешно управлять и мотивировать удаленных работников, получат преимущество на рынке.  А те специалисты, которые смогут быть эффективными и мотивированными на удаленке, получат преимущество на рынке. 

Каждый студент найдет звезду?  

-Заур Мурбекович, вы много лет преподавали в университете. Большинство стремилось попасть на очную форму. Сегодня мало того, что многие продолжают учиться дистанционно, на волне пандемии - карантинов, открылась масса онлайн школ. Теперь люди, не выходя из дома, могут прослушать любой интересующий курс.  К чему это приведёт? Высшая школа исчезнет в классическом ее понимании?

- Я отучился пять лет на экономическом факультете, потом 20 лет проработал в ВУЗе на нескольких позициях, но при этом всегда преподавал. Из своего опыта могу сказать, что ВУЗу невозможно обеспечить профессора-звезду для преподавания каждой читаемой дисциплины.  Есть процент молодых – пока ещё не компетентных – преподавателей. Есть процент пожилых – в силу времени и  прогресса, уже  некомпетентных. И есть процент преподавателей, некомпетентных в любом возрасте.  Теперь смотрите, что происходит сегодня. С помощью современных образовательных технологий  можно каждому студенту предоставить возможность изучать любой курс у профессора-звезды в своей предметной области.  При этом отпадает необходимость проведения так называемых поточных лекций, где 150 человек сидят в аудитории и записывают под диктовку пересказ учебника в общую тетрадь.  Тогда какой смысл в рамках страны держать в ВУЗах  сотни преподавателей, которые читают один и тот же предмет, когда можно одним очень хорошим онлайн курсом закрыть потребности студентов всей страны?  Это, кстати, и немалое облегчение для бюджета.  Означает ли это, что ВУЗы можно будет закрыть?  Думаю, нет, так как они призваны выполнять ещё две важные функции.  Первая – это научить студентов применять на практике полученные теоретические знания.  И здесь уже нужна личная работа с преподавателем (или куратором), реализация практических проектов, работа в лаборатории и так далее. Вторая – очень важная функция – это социализация. Выработка у молодых людей навыков этичного и эффективного социального взаимодействия. Делать это удаленно пока не научились. ВУЗы ждёт серьёзное переформатирование. Так как сфера эта очень консервативная, думаю, что этот процесс затянется на годы.  Это будет период поиска новых оптимальных моделей, отвечающих требованиям времени.