Победитель краевого педагогического конкурса Екатерина Щербакова рассказала «АиФ-Юг» о том, что отвечают школьникам на вопрос: «Где в жизни математика пригодится?», почему в алгебре и геометрии важно уметь читать, кто больше участвует в воспитании ребёнка - родители или школа, а также и о многом другом.
Почему не IT?
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Екатерина Александровна, вы с красным дипломом окончили факультет прикладной математики, после которого прямая дорога в модную сейчас IT-отрасль - почему пришли в школу?
Екатерина Щербакова: Из вопроса выходит, что профессия учителя не такая престижная, как программист. Но это не так - я счастлива оказаться в профессии. Когда я поступала в университет, мне была интересна математика, её я знала, занималась с детства, а программирование было делом новым. Попробовала себя в IT и поняла, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься. После вуза я работала программистом, потом был затяжной декрет - сначала старшего ребёнка родила, потом младшего. И в школу попала уже довольно взрослой.
- Расскажите, в чём основная разница в работе программиста и учителя?
- IT, наверное, больше подходит для интровертов - я не нашла себя в этой специальности. Для меня работа с людьми, в первую очередь с детьми, общение с ними намного интересней. Да, финансовая составляющая важна, но она не является основополагающей при выборе профессии. Работая с детьми, я чувствую, что горю делом, что мне это нравится. Конечно, деньги важны, но если найти грамотный подход, то можно и в учительстве реализовать себя. Общение с детьми, возможность положительно влиять на их мировоззрение, брать из общения с ними что-то новое - это для меня очень важно.
- Когда вы поняли, что учительство - ваше призвание - приносит удовольствие?
- Ещё в студенчестве я совмещала учёбу с подработкой - занималась с детьми, давала индивидуальные уроки. И мне это очень нравилось. Продолжала преподавать и после университета, уже работая программистом. Так что хоть в школу пришла поздно, но неофициальную педагогическую карьеру начала давно.
- Откуда у вас интерес к математике?
- Я росла в семье педагогов - мама больше 30 лет работала в системе образования, отец, бабушка, дедушка, брат. Так что это, скорее, семейное - и мама, и папа окончили Обнинский институт атомной энергетики по специальности физика и математика. Мы росли в окружении учебников, бывали жаркие вечера, когда родители устраивали математические диспуты, решали задачи. Для нас с братом математика была частью жизни, тем более в ней получалось. Неплохо давался и английский язык, поэтому я размышляла - пойти учиться на факультет прикладной математики или романо-германской филологии. С родителями решили, что знание языков можно совершенствовать и параллельно, а не по специальности.
- Поэт Борис Слуцкий ввёл в обиход разделение на «физиков и лириков». На ваш взгляд, это условность или действительно есть люди более склонные к точным либо гуманитарным наукам?
- Мне хочется верить, что это условность, и человек может одинаково успешно развивать оба полушария головного мозга. Я и в рамках конкурса «Учитель года», и порой для себя пишу стихотворения и, думаю, это сочетается с точными дисциплинами. И у своих учеников замечаю не только склонность к математике и физике, но и творческий потенциал в гуманитарных областях. Вопрос лишь в том, где мы прикладываем больше усилий, а где даём себе послабления.
Для обычных и необычных
- Алгебра и геометрия - одни из самых сложных школьных предметов, но современным детям, выросшим в эпоху гаджетов, сложно долгое время удерживать внимание. Легко ли школьников сейчас обучать математике?
- Я других детей не учила, поэтому сравнивать мне сложно. Я согласна, что дети сейчас другие - согласно теории поколений, они мыслят по-другому, обладают клиповым мышлением, им сложно сосредоточиться на материале, непросто даются объёмные тексты. Но есть у них и преимущества - они умеют работать с большими объёмами информации, быстро её получать и обрабатывать. Детей нужно заинтересовать и мотивировать - и здесь задача учителя объяснить ребёнку, почему ему нужен предмет, как он ему пригодится в жизни. Отсюда и всевозможные изменения в сфере образования - новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) делают обучение практикоориентированным. Мы развиваем в детях математическую, функциональную, читательскую грамотность, чтобы они понимали, что в реальной жизни столкнутся с теми задачами, которые сейчас решаем на уроке. А то, что дети другие и к ним нужен другой подход - да, это так. Я не сторонник авторитарного стиля общения с детьми - на мой взгляд, учителю нужно быть не в позиции «сверху», а рядом - старшим товарищем, к которому всегда можно обратиться за помощью и который при этом не давит авторитетом.
- Что вы говорите детям, когда они спрашивают: «А зачем мне математика нужна»?
- Вопрос вопросу рознь - иногда они спрашивают, чтобы действительно узнать, а порой это форма противоречия, облачённая в вопросительную форму. Так что надо обращать внимание на интонацию. Порой дети шутят, как им в жизни парабола пригодится: «Я иду, на меня нападает грабитель - а я ему, раз, и формулу нахождения вершины параболы». Ребята, конечно, смеются. Сейчас много в 9 классе практикориентированных задач, которые пригодятся в жизни - на экономию при покупке, расчёт количества материала при строительстве и т.д.
Если же говорить о сложных темах, которые действительно не так часто в жизни нужны, то мне хочется цитировать мою семиклассницу. Она пришла с вопросом: «Где в жизни встречаются полиномы (многочлены)?» Я рассказала, что при моделировании процессов, сооружении сложных траекторий движения, в робототехнике. И подытожила, что обычные люди не так часто оперируют такими математическими понятиями. Девочка ответила: «А с чего вы взяли, что мы будем обычными людьми?» И это меня так зацепило, что детей я так воодушевляю - пока они юные, они не могут сказать, в какой сфере и что им пригодится в будущем. Можно многих возможностей себя лишить в 11-13 лет, хотя ты ещё не знаешь, чем будешь заниматься. Если такое объяснение не устраивает ребёнка, то можно ему напомнить, что математика - гимнастика для ума, один из способов развивать мышление, улучшать нейронные связи. Каждый раз приходится предлагать новые объяснения, зачем нужно учиться.
- К вам дети приходят после начальной школы - как заинтересовываете их предметом?
- Есть общие рекомендации - пятиклассники попадают в совершенно новую обстановку. До этого четыре года они работали с одной учительницей, а теперь разные. Учителя с пониманием относятся к этому. Я стараюсь создавать на уроке доброжелательную атмосферу, поощрять детей задавать вопросы, чтобы ребята понимали, что любые вопросы приветствуются - не бывает глупых. Самое плохое, когда ребёнок не задал свой вопрос. Главное, чтобы маленький ещё ребёнок, вчерашний малыш из начальной школы, почувствовал себя спокойно и комфортно, поэтому сначала нужно создать ему атмосферу безопасности. Дальше можно говорить о развитии.
Зачем в математике чтение?
- Екатерина Александровна, на ваш взгляд, с какими основными проблемами сталкиваются современные дети при изучении математики? Я когда проверяю уроки у сына, чаще всего вижу, что трудности с чтением и пониманием условий задачи.
- Да, основная проблема, как ни странно, в математике связана с чтением и пониманием текста. Это серьёзный вопрос - нашим детям сложно анализировать тексты, они не всегда могут пересказать о чём задача, выделить основные моменты. Поэтому во многих учебниках начальной школы задачи содержат много излишней информации и занимают порой треть страницы - это сделано для того, чтобы ребёнок мог выделить главное. Осмысленное чтение и понимание прочитанного - с этим бывают сложность. Плюс понимание материала - не скажу, что это общий бич, но есть дети, которым тяжело запоминать формулы. Когда в седьмом классе математика разделяется на алгебру и геометрию, геометрия становится для многих сложной, потому что она не похожа на то, что ребёнок делал раньше. Научить детей мыслить, анализировать, выстраивать решение задач непросто. Поэтому многим детям алгебра кажется прежней математикой, а геометрия - нет.
- Для вас, как учителя, что наивысшая оценка работы - хорошая оценка ученика, любовь его к математике, результаты ЕГЭ или что-то ещё?
- У меня ещё не было выпуска - буду стараться, чтобы мои дети показывали хорошие результаты на ОГЭ и ЕГЭ. Но мне важно, чтобы школьник с интересом и желанием приходил на урок. Здорово, когда ребёнок, который чувствует, что математика не его, не постеснялся задать вопрос и понял тему - и ты видишь блеск в глазах от понимания, задор ребёнка. И это приносит радость - ты помог узнать что-то новое.
- Вы на уроках разрешаете пользоваться гаджетами?
- Этот вопрос для меня остаётся открытым - по санитарным нормам нельзя использовать смартфон на уроке. Хотя ребёнок может пользоваться им для выполнения задания вне урока - я могу отправить ссылку, продублировать задачу в совместной группе, предложить ресурс для более глубокого изучения. Наши дети уже родились с гаджетами в руках, поэтому надо ставить цель не забрать девайс, а научить им пользоваться во благо - как созидающую силу, а не разрушающую. Живя с гаджетами, надо учить детей ими пользоваться, а не запрещать.