Где велосипедисту место. Куда ведут краснодарские велодорожки?

Федор каждое утро добирается на работу на велосипеде. © / Федор Пономарев / Из личного архива

Третье июня – Всемирный день велосипеда. По подсчётам мэрии Краснодара в городе этим видом транспорта пользуется около ста тысяч человек. Один из них – корреспондент «Аиф-Юг» Федор Пономарев, который крутит педали десятый год. Он рассказал о плюсах и минусах передвижения на велосипеде в Краснодаре, о том, есть ли толк в нынешних велосипедных дорожках и том, как изменилось уличное движение в городе за последние годы.

   
   

Девять лет кручу педали

Девять лет назад, 12 мая 2012 года, я купил первый велосипед в Краснодаре. Зашёл в магазин на улице Ставропольской, а из него домой ехал уже на двух колёсах. И всю дорогу радовался: «Как же классно – и скорость такая, что всё рассмотреть можно. И быстрее, чем на общественном транспорте». Плюс небольшая физическая нагрузка и возможность немного менять маршруты, заезжая в такие места, в которых пешком или на машине не оказался бы. Только немного переживал – почему раньше велосипед не купил, уже б мог долгое время ездить.

На работу и обратно я ездил, да и продолжаю, по автомобильной дороге - велодорожек на моём маршруте просто нет. Конечно, первый опыт был волнительным - оказаться на Северном мосту в потоке ревущих машин то ещё удовольствие. Но со временем освоился, да и водители, признаться, за эти годы стали в большинстве своём внимательнее - количество тех, кто резко сворачивает вправо из правого ряда, не включив поворотник и не смотря в зеркала, заметно уменьшилось.

Не спорить, а уважать - друг друга и ПДД

Не стоит начинать бесперспективный спор «автомобилисты против велосипедистов» - главное на дороге соблюдать правила дорожного движения и уважать друг друга. Тут претензии найдутся у каждой из сторон. Да, лихих велосипедистов, которые ездят на красный цвет, не спешиваются, переезжая пешеходный переход, гоняют против шерсти, хватает. Тех, кто по тротуарам на всей скорости мчится, да ещё пешеходам сигналит, наказывать нужно.

Но и автолюбителей, которые правила дорожного движения совершенно не знают, немало. Не раз приходилось объяснять людям за рулём, которые вопрошали: «Почему не по тротуару едешь?», что по ПДД велосипедист должен передвигаться только по крайней правой полосе проезжей части, по возможности правее, либо по обочине. Если есть велодорожка – то по ней. По тротуару по правилам могут передвигаться на велосипеде только дети до 14 лет. Правила суровы – понимаю, что далеко не каждый рискнёт выехать на дорогу. Но «закон суров, но он закон».

Чтобы люди, которым страшно выезжать на велосипеде на проезжую часть, пересели с четырех колес на два, им нужны безопасные дорожки от спальных районов до центра.

Взаимное уважение на дороге начинается с себя, поэтому стараюсь соблюдать правила дорожного движения: обязательно показываю рукой поворот, если на светофоре остановились вместе с машиной – спрошу у водителя, в какую он сторону, чтобы не помешать друг другу; не еду красный – хоть теоретически проскочить по правой стороне иногда можно без помех для других. Ещё сразу решил не ездить в наушниках – чтобы не только видеть, но и слышать всё вокруг происходящее.

   
   

Из ниоткуда в никуда

Недавно власти Краснодара обустроили велодорожку на улице Чапаева, которая сразу стала предметом шуток в городских пабликах. Во-первых, она оказалась по уровню ниже проезжей части (это уже противоречит строительным нормам), поэтому после любого дождя превратится в филиал ливневки. Во-вторых, на велодорожке сразу же начали парковаться машины – фотографии с перегораживающими её автомобилями появляются регулярно. Но, на взгляд велосипедиста, это вовсе не основная проблема – правильно парковаться можно приучить, теми же штрафами, например, но дорожка на Чапаева останется бессмысленной. Причина проста – она никуда не ведёт. Не соединяет пункт А с пунктом Б.

Та же проблема и с другими краснодарскими велодорожками, по которым доводилось ездить. Например, одной из первых в городе обустроили дорожку вдоль набережной Кубани. Для прогулки маршрут замечательный – от Затона до Тургеневского моста, вдоль речки. Но в транспортном отношении в ней смысла нет. Видимо, разработчики задумывали, что желающие прокатиться погрузят велосипеды на автомобиль, доедут до центра, пересядут, прокатятся, загрузят обратно и разъедутся по домам.

Для поездок, а не прогулок

Чтобы люди, которым страшно выезжать на велосипеде на проезжую часть, пересели с четырех колес на два, им нужны безопасные дорожки от спальных районов до центра. Чтобы на работу можно было добраться, домой, ребёнка в садик отвезти (замечаю, что всё чаще мамы на велосипедах и самокатах это делают), или самостоятельно в школу отправить.

К такому выводу, наконец, пришли и в мэрии Краснодарского края.

«С 2013 года и до сегодняшнего дня в Краснодаре обустроено десять веломаршрутов общей протяженностью 27,5 км. В большинстве случаев это велодорожки, совмещенные с тротуаром и пешеходным движением, что не дает должного эффекта от их использования из-за создания помех и неудобств как пешеходам, так и велосипедистам, - рассказал на планерке вице-мэр Краснодара Артем Доронин. – С учетом опыта прошлых лет мы совместно с представителями общественности разработали маршруты выделенных велосипедных дорожек, соединяющих спальные районы между собой и с центральной частью города. В ближайшие 2–3 года в рамках проекта «Велогород» планируем выделенных велосипедных дорожек в шесть этапов. От Западного Обхода до Фестивального микрорайона и далее по ул. им. Тургенева и ул. им. Карла Маркса до Юбилейного микрорайона и по ул. Кубанской Набережной до ул. Постовой».

По словам Артема Доронина, у города есть несколько вариантов обустройства велодорожек: обособленные от проезжей части дороги и тротуара; выделенные велодорожки вдоль тротуарной части; велополосы на проезжей части дороги. Приступить к работе планируют в следующем году. Впрочем, чтобы оценить новые велодорожки, стоит дождаться их создания – шесть лет назад городские власти уже обещали строительство совмещенной велопешеходная дорожки от Фестивального до Авиагородка и от Чистяковской рощи через улицы 40 лет Победы, Российскую до Черкасской. Так что будем ждать, а пока придется ездить по обычным дорогам.