В кинотеатрах России 1 августа стартует комедия «Хэппи-энд». Её главный герой - русскоговорящий мужчина, который приходит в себя на пляже Таиланда с провалом в памяти. Перед ним непростая задача: выжить в чужой стране и вспомнить всё о себе. Несмотря на лёгкий жанр, фильм затрагивает глубокие темы и наталкивает на размышления. Символично, что картина с таким называнием подводит черту под сложным для всей киноиндустрии периодом. Что худший этап пандемии уже позади, вместе со всеми надеется и режиссёр «Хэппи-энда» Евгений Шелякин. Он уже известен многим зрителям своими киноработами, в числе которых «Ч/Б», «Пятница», «Вечная жизнь Александра Христофорова». Евгений Шелякин родился в Краснодаре, и особенно приятно, что одно из первых интервью о новом фильме он дал «АиФ-Юг».
«Иногда нужно помолчать»
Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Евгений Владимирович, о чём ваша новая картина?
Евгений Шелякин: Она про обычные человеческие ценности, которые всех волнуют, про живых людей. Наверное, мы пошли на некоторый маркетинговый риск, сделав главным героем уже немолодого мужчину. Но мы хотели не просто развлечь зрителя и собрать кассу, а ещё поговорить с ним о чём-то важном. Наш фильм - о человеке, который какое-то время назад потерял жену и у которого натянутые отношения с сыном. Сын занят своей карьерой, их взаимоотношения с отцом стали прохладными, что очень болезненно переживает главный герой по имени Ксенофонт. В его лице нам очень важно было дать надежду всем людям, начинающим чувствовать что-то подобное в пожилом возрасте. Мы хотели сказать, что всегда можно найти возможности почувствовать себя нужным и испытать те же радостные эмоции, которые испытывал в молодости. Что такие люди, как Ксенофонт, ещё могут чему-то научить молодое поколение.
- Как Ксенофонт находит своё счастье и как сделать это в реальной жизни?
- Разумеется, нет универсального ответа. Но мне кажется, что при поиске себя надо меньше слушать других и больше прислушиваться к себе. А чтобы себя услышать, иногда нужно помолчать. Так говорили индейцы. Вокруг нас очень много информации, настоятельных советов и примеров того, как жить, чтобы получить это или то. Очень много менторов говорят, делай так или делай сяк. Но если подражать каждому, кто кажется авторитетом и гнаться за чужими идеалами, то можно себя и растерять. Так вот мы не случайно заставили героя нашего фильма потерять память. Это и есть то самое образное молчание. Вспоминая детали из прошлого, Ксенофонт потихоньку начинает понимать свою проблему и её причину. Когда он начинает жизнь с нуля на чужбине, где его никто не понимает, и он - никого, его паззл складывается. Оказывается, ментально близкие люди всё равно друг друга поймут. Так он обретает себя.
- А не было ли проблем с пониманием во время съёмок в Таиланде?
- Мы провели там около двух месяцев, и это был прекрасный период в жизни, за который я благодарен судьбе. Он запомнился тёплой во всех смыслах атмосферой. В таких экспедициях киногруппа очень сплачивается, как школьники в пионерском лагере. Было приятно узнавать людей лучше, чему-то учиться от них, обмениваться творческим опытом. Это же касается и тайцев, которые с нами работали. Я с большим удивлением обнаружил, что, несмотря на разные языки и огромные расстояния между странами, люди по большому счету одинаковые. Их волнуют одни и те же вещи, они совершают одни и те же прекрасные поступки. Например, пока мы снимали эпизод на рынке у моря, наш водитель таец спас тонущего ребёнка. И понимаете что, он отдал его родителям, а сам сел себе спокойно снова читать газету. Весь мокрый, с него течёт вода. Мы узнали, что он совершил геройский поступок только к концу смены. Вот такой скромный парень. Было очень приятно и интересно с такими людьми общаться.
«Комедия – это инструмент»
- Не страшно ли было назначать дату премьеры в такое время, ведь пандемия всё перевернула?
- Время действительно очень сложное, непонятно, что будет дальше. Одни участники кинопроизводства считают, что как раньше уже не будет точно. Другие говорят, что нужно немного потерпеть и всё наладится. Единого мнения нет. Но я очень надеюсь, что кино, как образ жизни, как способ досуга, останется прежним. Что оно также будет занимать высокие позиции в сознании зрителя. Выбор даты выхода картины был для нас, в том числе, неким поступком и призывом ко всем снова наладить кинопроцесс. Зрителю нужен большой экран, нужно коллективное бессознательное. Мы так привыкли смотреть кино. Да, сейчас мы отчасти переходим интернет и даже есть совместные онлайн просмотры. Может быть, доля больших экранов уменьшится, но она все равно будет значительной. Так вот и мы решили, что не хотим надолго откладывать премьеру. Не стали говорить себе, что потом сориентируемся, поставим фильм между крупных американских релизов. Мы решили поставить всё на кон и сказать: «Ребята, мы выходим в кино. Кто хочет посмотреть наш фильм и готов прийти - пожалуйста, мы вас ждём!»
- Как период пандемии переживают участники кинопроизводства?
- Наверное, все по-разному. Но я уверен, что почти никто не сидит без дела. Многие знакомые мне актёры и режиссёры использовали это время для работы над собой, самообразования, восполнения культурных пробелов, налаживания творческих связей. Некоторые записывают какие-то самопробы, которые выкладывают в интернет, придумывают собственные проекты и так далее. Но, конечно, все очень соскучились по работе в офлайне, по личному общению. Актёры театров очень ждут, когда ситуация позволит снова вернуться к сцене, выпускать спектакли. Они выдают эмоции и им нужна обратная связь, нужно зрительское внимание. Хотя все мы, конечно, начали потихоньку грустнеть. Хочется снова заработать по полной.
- Если для вас важна глубина сюжета, то почему вы всегда снимаете комедии?
- Сама жизнь - это многослойное сочетание разных жанров. В ней уживаются комедия, драма, детектив и всё остальное. Кроме того, для меня комедия не самоцель, а скорее - инструмент. К примеру, через драму не всегда всё удается, там включаются другие эмоции. А лёгкий жанр позволяет режиссёру вести простой и искренний разговор со зрителем. Через комедию многие проблемы можно решить. Как сказал Сергей Маковецкий, с которым мне довелось работать: «Когда за столом смеются, там уж точно не будет драки». Также отмечу, что сегодня принято считать комедиями фильмы, где всё время смешно. Но давайте обратимся к классике. Некоторые пьесы Чехова или Шекспира названы комедиями, хотя по меркам современности они недостаточно смешны. Можно взять и примеры из советского кино. Были как комедии Гайдая с бесконечными гэгами, так и комедии Данелия, местами очень грустные. Порой трудно сказать, где кончается комедия и начинается драма. Но есть ещё один признак. Если у зрителя остаётся больше светлых эмоций, если он выходит из кинотеатра с улыбкой, то можно назвать этот фильм комедией.
«Лучший фильм – тот, что ещё не снят»
- Существует мнение, что в советское время снимали больше хороших фильмов, чем сейчас. Вы с этим согласны?
- Я бы так не сказал. В целом снимали меньше - это факт, и доля хороших фильмов тоже была не так уж высока, как теперь может казаться. Например, экранизаций про Остапа Бендера было чуть ли не в два раза больше, чем все сейчас знают. Советские фильмы проходили через сито худсоветов, многие не доходили до широкого зрителя. Теперь такого нет и это нормально. Хотя из-за экономических особенностей кинопроизводства условия стали намного жёстче. Очень многие фильмы делаются наскоро, что часто отражается на качестве. Но я считаю, что в целом вектор движения у нашего кино правильный. Главное - никому не подражать и не пытаться снимать за треть американского бюджета точно так же, как получается в Голливуде. У нас должен быть свой путь. Например, итальянский фильм можно буквально по нескольким кадрам отличить от французского, а французский - от американского. Так вот мы тоже должны найти свой кино-код, свой хромосомный набор в кино, как это сделали многие другие. Лично я об этом помню каждый раз, когда приступаю к съёмкам фильма.
- Я бы сказал, что лучший фильм - это всегда тот, который ещё не снят. Это означает, что интересно каждый раз добиваться всё новых высот в своей профессии. За каждой новой планкой в твоем воображении стоит следующая, гораздо более смелая, амбициозная и гораздо менее выполнимая. Но как раз в том и интерес, чтобы эту новую планку преодолеть. У меня есть несколько намёток на будущие проекты, которые хотелось бы реализовать, но назвать их идеальными я не могу. Идеального фильма, конечно же, не может быть ни у кого и никогда. Это нужно очень сильно, просто сверх меры себя любить, чтобы какой-то из фильмов назвать идеальным. Нет, это не ко мне. Мне просто очень хочется делать новое кино, хочется разговаривать со зрителями на новые темы или на старые, но уже в новой обёртке. Хочется, чтобы этот диалог не заканчивался. Именно в этом смысл творчества. Кино же не для себя делаешь, а для зрителей.
- По первой специальности вы инженер-электрик, были капитаном команды КВН «Кубанские казаки», потом окончили институт МВД и четыре года работали следователем. Затем отучились во ВГИКе, делали популярные телевизионные проекты, начали снимать большое кино. Как вы всё это успели и добились успеха?
- Не знаю, можно ли это называть успехом. Ну, окей, пусть так. Понимаете, я всегда говорил себе простую фразу: «А почему бы и нет?» И иногда она становилась ключевой. Мы всегда пытаемся нащупать новые тропы, так человек устроен. Я ещё в детстве понял, что меня увлекает творчество, но не сразу нащупал самую близкую мне форму его проявления. Когда мне было лет 15, я ходил в Краснодаре в театральную студию. Я пробовал себя в актёрской работе. Потом в какой-то момент думал, что нужен родине для того, чтобы внести свой вклад в борьбу с преступностью. Потому что сильно бесило всё, что вокруг происходило, было страшно. Затем я понял, что, наверное, принесу больше пользы на другом поприще и снова вернулся в творчество. Может быть, благодаря КВНу я пришёл к выводу, что мне интересней ремесло режиссёра, чем актёра. Хотя и работа сценариста меня тоже увлекает. Сейчас я её совмещаю с режиссурой. А дальше, возможно, меня ещё что-то заинтересует. Поживём - увидим.