Художник за работой. Анатолий Васильев пишет картины и учит педагогов ИЗО

Одна из картин Анатолия Васильева. © / МУЗЕЙ ИМЕНИ Ф.А. КОВАЛЕНКО

Анатолий Васильев - личность в Краснодарском крае известная. Профессор КубГУ, кандидат педагогических наук, заслуженный деятель искусств Кубани многие годы воспитывает художников и тех, кто понесёт знание дальше – педагогов в области изобразительного искусства. Одновременно он художник, отразивший в своих многочисленных полотнах жизнь России и людей, её населяющих.

   
   

Уроки автора картины «Опять двойка»

Есть такое направление в искусстве, как социалистический реализм. Рассвет его пришёлся на определённый период в жизни страны – он был особенно ценен в советские времена. Под влиянием времени, бунтующего, не желающего идти по проторенной дороге, художники стали искать иные менее исхоженные тропы. Оглянулись мы сегодня – и поняли, что чего-то нам не хватает. Оказалось, здесь есть что-то важное, существенное, доброе, родное. А главное - высокопрофессиональное. И место это не может быть занято ничем иным. Сегодня испытывает к нему тяготение молодежь, находя здесь  искусство, что рассказывает про людей, про отдельного человека, про его быт и связь с природой.  И тогда, такие творческие люди, как Анатолий Алексеевич, их искусство  вызывают неподдельный интерес.

К тому же он многому может научить. Ведь азы профессии он постигал у самого Фёдора Решетникова. Стоит назвать только одну работу Фёдора Павловича «Опять двойка», как люди даже далёкие от изобразительного искусства начинают улыбаться и кивать: «Ну как же, помним, помним». И сразу в памяти всплывает несчастный, взъерошенный  мальчишка с портфелем, что явно пришел из школы с плохой отметкой. Глаза в сторону, за спиной недовольная мать, сестра, что смотрит с укором и только собака,  прыгает на плечи любимому хозяину, то ли просто радуясь, то ли стараясь его поддержать. По факту большая драма маленького человека. И самое главное – все реалии того времени. А ещё у Решетникова были замечательные работы, такие как «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка» и многие другие. Он был непревзойдённым мастером жанровых сцен. А в прошлом были у него две экспедиции на Северный полюс с Челюскинцами. Жизнь как приключение, как авантюра, воспринималась тогда как норма.

Путешествуя по России

В жизни самого Анатолия Алексеевича было так же немало путешествий. На русском Севере, в любимой им средней полосе он находил исключительно красивые места. А на полотнах возникала удивительно теплая, добрая сельская жизнь. Вот повети – задняя часть избы, куда в открытое пространство могла въехать целая телега с лошадью, с которой сгружался скарб, вот «Спасо - Ефимовский  монастырь с реки Каменки» смотрится в её воды. В 1970-е годы было вроде бы не до религии, но, кажется, Бог присутствует в его работах. Здесь много церквей, много куполов, венчающих перспективу, как в « Улице в деревне Кимжа», где дорога определённо ведет к храму. Но если нет святого мести, мы всё равно чувствует определённый взгляд кого-то высшего на происходящее. Вот «Натюрморт  в избе» в 60-е, так же как и «Натюрморт с самоваром» в 70-е объединяет в себе два мира: внутренний, где живет человек, и внешний, природный, преисполненный божественной гармонии.  Они как будто находятся в постоянном диалоге. « Деревенский двор» 1973-го года не про быт, а про бытие, поскольку деревенские избы как бы нанизаны на вертикаль стоящей за их спинами церкви. Зритель, погружаясь в мир его полотен, хочет бесконечно изучать и ощущать сакральные смыслы, здесь закодированные. Русский Север, Архангельская область, дивные монастыри, бревенчатые дома, где неторопливо идет простая русская жизнь, трогают до слёз.

Фото: МУЗЕЙ ИМЕНИ Ф.А. КОВАЛЕНКО

А ещё художником  написано немало научных работ, которые издаются и переиздаются. «Пленэр», «Живопись натюрморта: акварель», «Живопись пленэра», «Теория и история развития художественного образования» - всё это бесценный дар, что он передаёт молодым.

Военное детство

Анатолий Алексеевич прожил долгую жизнь, и простой её никак не назовёшь. Есть тривиальная фраза: «родом из детства». Но оно бывает очень сложным, да просто трагичным. Сегодня он вспоминает семью, на которую обрушилась война. Ему было лет пять, когда в его дом в Истре, что недалеко от Москвы пришли немцы. Он свидетель тех событий, о которых сегодня можно найти упоминание в книжках. Сегодня эти воспоминания обретают, кажется, своё новое значение. Вот они.

«Зимой 41-го мне было пять лет. Всё запомнилось хорошо. Было страшно. Как дети мы не всё понимали. Но вот был эпизод: немец зашёл в дом, где сидела бабушка, а вокруг неё семь человек детей, моих родных и двоюродных братьев и сестёр. Кто-то старше меня, кто-то младше. Немец говорит ей: «Иди, поработай», на что она ему отвечает – «Куда же я детей дену?» А он ей – «Вон туда», и показывает на печь. Потом, когда началось отступление, всех жителей выгнали в лес. А там были нарыты крытые блиндажи с одним входом. Туда нас всех с барахлом и затолкали. Мы в страхе ожидали чего угодно. Но они просто сожгли всё, что могло гореть. Мама ходила смотреть тайком, как горит наш дом».    
   

До ночи был бой, потом он затих. Мы сидим в блиндаже. Врезалось в память, как всю ночь выл раненный немец, а мы сидели и дрожали от страха. Утром открылся полог, появился красноармеец в тулупе, валенках, рукавицах, и сказал: «Вы свободны, идите до Москвы, до Снегирей». Мы так и сделали. Мама пошла работать на завод. От отца так и не было вестей. Видимо он оказался в числе тех, кто погиб под Ржевом.

Не правда ли все эти описания уже напоминают раскадровку художественного фильма. Но жизнь двигалась дальше. Она была трудной, как у многих детей войны. Взрослому миру было непросто обеспечивать им достойную жизнь. Но вряд ли им приходило в голову жаловаться на неё. И любая забота воспринималась ими как дар бесценный. Начало творчества пришлось на Красногорск, куда семья переехала в 1942 году. Ах, эти роковые – сороковые… Но началась школа, а вскоре и война закончилась. В местном клубе  Толик занимался в изостудии у Валентины Викентьевны Колесниковой. Первая учительница мастерства запоминается на всю жизнь. Он и пошёл по её стопам: поступил в тот же вуз в Москве, в пединститут им. Ленина. Здесь воспитывали не просто художников – педагогов, тех, кто будет воспитывать новые кадры.

Фото: МУЗЕЙ ИМЕНИ Ф.А. КОВАЛЕНКО

В Краснодар - по направлению

В 1962 году Анатолий Алексеевич по направлению министерства был направлен вместе с женой в Краснодар. Тогда его однокурсники несли искусства и педагогическую науку по всей стране. Кто-то обосновался в Чебоксарах, кто-то в Хабаровске. В их дипломах гордо значилось: учитель рисования, черчения и труда. Сегодня бы написали дизайн или компьютерная графика. И вот он обустраивается на кафедре изобразительного искусства в пединституте. Он будет зачислен на работу, несмотря на ранний приезд по просьбе работодателей в июле только с 15 августа. А ведь надо как-то жить до зарплаты. Молодые люди как-то и не подумали, что здесь и пройдёт вся их жизнь. Через год родился сын, и только спустя 17 лет им дадут собственную квартиру. Будут ученики, будет 20 лет заведования кафедрой, когда она преобразится и станет другой. Сегодня он профессор на кафедре живописи и композиции. Не без стараний Анатолия Васильева и его ученика Анатолия Мельникова  профессия художника-педагога будет, наконец ,признана творческой. Они становятся членами союза художников.

Тяжёлое время, прожитое со всей страной оставляет свой след. Кого-то это ломает, но далеко не всех. Подчас более обезличивает постоянный комфорт. Воспитание современных детей начинает вызывать вопросы. Не все, конечно, но многие более равнодушны и безразличны к происходящему. Анатолий Алексеевич, познав, и бедность, и ужас войны научился, любить по-особому жизнь и простых людей, её населяющих. И это проявляется в его теплых работах. Вот «Рынок в Терсколе» поражает прелестью бытовых деталей (разноцветных шапок, кофточек, платочков, выставленных на продажу), а так же пестротой лиц, таких узнаваемых и родных. В литературе такое называется «ломоть жизни». А «Первый снег» не скрывает идущих по улицам бревенчатого посёлка людей. Есть и портрет друга, в полотне «Художник за работой», написанной в 1992году. В 2007 году появится другая работа – «Грибная пора», где мы увидим этого персонажа, что жил в этом доме, был хлебосольным хозяином его, часто принимал гостей. На фоне того самого дома, в буйстве осенней природы мы увидим того же художника. Это однокашник Анатолия Алексеевича Герман Студентов - Щепкин, а рядом с ним однокурсник Юра Новосёлов. Они чистят грибы. Это была многолетняя дружба.  Он часто приезжал в это прекрасное место, в деревню Косицкое,  на озере Вселуг, что в верховьях Волги. Эти истоки великой реки, сосновый бор, прозрачные озёра были друзьями хожены – перехожены. И все это потом воплощалось в этюды, наброски, окончательные работы.
Фото: МУЗЕЙ ИМЕНИ Ф.А. КОВАЛЕНКО

Таким образом, некоторых персонажей мы встретим не единожды, и, кажется, проникнемся их судьбой, от вековухи тети Пани, до героя войны, узника немецких концлагерей смерти Фёдора Тихоновича Семуткина. Он был преподавателем той самой кафедры, что стала родной для художника Васильева.  Все важны, все имеют значение. Это всё пропитано и красотой, и какой-то высокой мыслью, что подаётся ненавязчиво, без пафоса. Некоторые годами ищут идею и не находят, а Анатолий Алексеевич её имеет по праву таланта. Он показывает нам  сокровенную суть вещей, легко и свободно, хотя за всем этим огромный труд, большие знания и очень серьёзное отношение к творчеству.

Седьмого ноября 2021 года художник отметил свой очередной юбилей – 85 лет. Летом 2022 года исполнится 60 лет творческой и педагогической деятельности Анатолия Васильева. К этим двум датам  приурочена выставка, что открылась в краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко. На ней представлены более 20 новых работ двух последних лет.