Исчезнувший квартал. Кому выгоден снос старого центра Краснодара?

Александр Тимофеев / Свободные Медиа

Куда торопились?

Ещё 18 февраля техника строительной компании начала ломать кирпичные дома в самом центре города.

   
   

«Речь идёт исключительно о сносе трёх давно расселённых многоквартирных домов по улице Длинной, 131, 133 и 135, - сообщили в департаменте экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодара. - Дома были признаны аварийными и подлежащими сносу ещё в период с 2008 по 2012 годы. Были изданы соответствующие постановления, чтобы были  основания для проведения всех этапов работ».

В пресс-службе администрации города рассказали, что сносят нежилые, отключённые от коммуникаций строения. Делает это строительная компания по соглашению с МКУ «Единая служба заказчика». Причём, по информации департамента архитектуры и градостроительства Краснодара, никаких разрешений на строительство здесь не выдавали.

«Дальнейшая реконструкция либо строительство на территории этого квартала возможны только с учётом требований и градостроительных регламентов, которые будут применены в соответствии с принимаемым предметом охраны исторического поселения Краснодара», - прокомментировали  в пресс-службе администрации Краснодара. А застройщик заверил, что возведёт на месте снесённого жилья «здание общественного назначения в стиле старого города.

И из всего массива застройки 217-го квартала лишь семь кирпичных исторических зданий по его периметру подлежали охране.
Фото: Свободные Медиа/ Александр Тимофеев

Казнь квартала

Но активисты движения «Помоги городу» забили тревогу: за снос застройщик почему-то взялся за считанные дни до первого марта - именно тогда планируется принять проект охраны исторического поселения Краснодара.

«Нарушение налицо, - считает кандидат исторических наук, эксперт государственной историко-культурной экспертизы, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, член Союза архитекторов России Виталий Бондарь. - По закону, пока разрабатывается постановление о предмете охраны, любая градостроительная деятельность запрещена. То есть застройщик должен был сначала дождаться принятия документа, затем заново получить заключения об аварийности домов (хотя, судя по тому, с каким трудом справлялась со строениями техника, они были вполне крепкими). И только после этого проводить работы - с обязательным сохранением объёма квартала и уличного фасада».

   
   

В Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края - ведомстве, призванном защищать памятники, только развели руками - мол, пока предмет охраны не утверждён, мешать сносу зданий не можем. По словам главы управления Романа Семихатского, формальных нарушений закона нет. Хотя Виталий Бондарь считает, что даже если даже постановления нет, за старые дома надо сражаться в суде - фирма нарушает историческую застройку Краснодара. Общественники обратились в правоохранительные органы, депутат Госдумы Наталья Костенко попросила Следственный комитет разобраться с законностью сноса. Но пока суть, да дело, целый квартал старинного Краснодара просто исчез.

«Состоялась публичная казнь нескольких из немногих оставшихся подлинных свидетелей истории нашего города. Исторический квартал № 217 прекратил своё существование. Таково свойство историко-культурного наследия - его утрата невосполнима, - написала в соцсетях эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Оксана Маркова. - И из всего массива застройки 217-го квартала лишь семь кирпичных исторических зданий по его периметру подлежали охране, причём только фасады и объёмные параметры - внутри можно было устраивать самую ультрасовременную начинку, допускалась возможность и развитие объёма внутрь квартала».

Фото: Свободные Медиа/ Александр Тимофеев