Считается, что краснодарцы не любят приезжих. Даже термин придумали – «понаехи». Им обозначают всех, кто имел смелость прибыть на ПМЖ в стольный кубанский град. В общем, кичатся своим сугубо местным происхождением, подобно москвичам презирая всех пришлых. Те в долгу не остаются и величают местных – «кубаноидами».
Только по пропуску
Вообще, если заглянуть в историю, да оглянуться вокруг, можно увидеть, что, по сути, «понаехи» правят миром. Цари русские были с хорошей примесью немецких кровей. Самый же знаменитый приезжий в истории страны - отчисленный за прогулы из духовной семинарии грузин Сосо Джугашвили.
Практически каждый год происходит пополнение офицерского состава. Едут со всей страны. Потому одним из первых вопросов при знакомстве является: «Откуда вы приехали?» и следом: «А сами откуда?» Ведь зачастую офицерская семья сменила не одну воинскую часть на своём пути.
Мне с детьми довелось прожить в Знаменске десять лет. Породнились с замечательной семьёй из солнечного Узбекистана. Долго не забуду самсу, которой меня там угощали. А среди друзей и знакомых были выходцы со всех уголков нашей необъятной страны и бывших республик СССР. Вообще Астраханская область очень многонациональна и гордится этим, к приезжим относятся дружелюбно. Чем Кубань хуже? Кого раздражают так называемые «понаехи»?
Мошка - главный враг
Родившись и прожив более двадцати лет в небольшом кубанском городке Гулькевичи, по личным причинам летом 2009 года переехала в Знаменск. С первых минут пребывания на астраханской земле была шокирована таким явлением, как мошка. Тем, кто не прочувствовал это на своей шкуре, трудно объяснить, что это такое. А именно на своей шкуре мы её и прочувствовали. Мошка налетает на человека тучей и кусает со всех сторон. Место укуса воспаляется, человек испытывает неприятные ощущения. У некоторых на укусы мошки развивается аллергия. А ещё на автомойках увеличиваются очереди желающих отмыть машины от разбившейся об них насекомых. Отмывается автотранспорт ох как трудно!
Это явление ежегодное, начинается в конце мая, захватывает весь июнь и начало июля. Спасаются люди как могут, в аптеках товаром сезона становится масло гвоздики и ванили, в магазинах не найти пакетики с ванилином, который хозяйки так любят добавлять в сдобу. Можете представить себе какофонию этих запахов! Дети ходят в костюмах из сетки. Это штаны и курточка с капюшоном, молния на котором застегивается полностью, закрывая лицо. В итоге не закрытыми остаются только ладони. Конечно, очень жарко, но зачастую это единственная возможность спастись от укусов.
В Знаменске температура летом поднимается выше сорока градусов. Жара стоит такая, что трава выгорает практически полностью. Первые годы мне не хватало зелени вокруг. Не хватало так, что впадала в депрессию. Зимой же морозы стоят тоже до сорока градусов. И нет привычного жителям Кубани межсезонья, из зимних сапог мы переобувались сразу в туфли.
С жильём в военном городе просто - приезжающая офицерская семья получает служебное жильё от города, если рождается ребёнок, квартиру можно поменять на более просторную. С двумя детьми мы проживали в трёхкомнатной. Нет проблем с детскими садами. Звонки заведующих, расхваливающих свой сад и уговаривающих идти именно к ним, - обычное дело. Нет такого активного дорожного движения, как в Краснодаре. Знаменцы спокойно отпускают детей гулять и ходить в спортивные секции и на другие внешкольные занятия.
Но не всё так радужно. Плохо дело обстоит с работой для гражданских лиц и медициной. Хотя в последнее время в город стали приезжать медицинские работники, а не так давно открылся частный медицинский центр.
По семейным обстоятельствам
Так сложилось, что, прожив десять лет в Знаменске, по семейным обстоятельствам пришлось уезжать на Кубань. Для кого-то это не срок, а для нас целая жизнь. Жизнь, в которой было много разного. Уезжать было морально тяжело, очень трудно расставаться со ставшими дорогими сердцу людьми. С коллегами прощалась со слезами на глазах. С друзьями перед отъездом решила не встречаться. Сердце не каменное, боялась, не выдержит.
Так как сын к тому времени окончил девять классов, первоочередным вопросом стал выбор учебного заведения. Проанализировав его интересы, подали документы в технический колледж. Туда он впоследствии и поступил.
Ещё перед отъездом из Знаменска понимала, что жить на два города будет трудно и финансово, и морально. Так мы решили перебираться в краевой центр вместе. Подав оригинал аттестата сына в приёмную комиссию колледжа, определились со школой для третьеклассницы Миры. Колоритная казачья школа нам понравилась сразу. Свободолюбивая девочка не хотела надевать форменную рубашку и погоны, но увидев, какие красивые одноклассники в парадной форме, как-то сразу согласилась, что это здорово.
Через популярный поисковик нашли квартиру. В её выборе руководствовалась соображением, что ребёнок, первые два школьных года живший в маленьком городке, будет теряться на улицах большого города. Поэтому жильё искали максимально близко к выбранной школе. Состояние её было уже не так важно. Теперь мы живём в трёх минутах ходьбы от школы и пяти от колледжа.
Бегемот уехал тоже
Отдельная история, как с нами переезжал ещё один член нашей семьи - Бегемот. Это престарелый десятилетний абсолютно чёрный кот, который никогда не выходит на улицу и страдает клаустрофобией. При виде закрытой двери он начинает плакать, действуя на нервы окружающим. Чтобы перевезти его на Кубань, за неделю начали давать успокоительное, но всё равно в машине он буквально рыдал в клетке. Когда же, думая, что так будет лучше, мы его выпустили, он начал бегать по головам, коленям и коробкам с вещами и, казалось, не будет этому конца. То ли успокоительное не особо успокаивает, то ли кот особо нервный, но поездка была кошмарной.
Обустроившись в Краснодаре, на выходных на электричке съездили за Бегемотом. Наученные горьким опытом, на сей раз из клетки его выпускать не стали, в итоге, убаюканный мерным стуком колёс по рельсам, он пару минут издавал звуки, а потом проспал до краснодарского вокзала. Порадовало, что таксист нам попался стрессоустойчивый и положительно относящийся к животным. Орущий благим матом кот его совсем не раздражал.
Вот, собственно, и весь переезд. Дольше вещи собирали. Кстати, в нашей жизни - это тринадцатый переезд, поэтому можно сказать, что в этом деле мы профи.
Сравнивая два этих города, хочется отметить, что в Знаменске, спросив дорогу, вы получите подробный ответ, а если время у прохожего есть, то и лично дорогу покажет. Спросив же, «как пройти» в Краснодаре, от четверых услышала, что «сами не местные», жительница Краснодара буркнула «не знаю», а парень в наушниках и вовсе: «I don't understand you». Впрочем, я и сама его с трудом «understand».
Нельзя обойти молчанием и такое отличие, как жизненный ритм. Не проходит ощущение, что у Краснодара пульс учащённый. Как будто сердце этого города делает гораздо больше ударов в минуту. Наше первое впечатление: все куда-то бегут, мчатся, торопятся. В городке же, где даже общественный транспорт отсутствовал и с одного конца до другого можно было дойти за 40 минут, просто не было необходимости спешить куда бы то ни было.
Спешка, другой уклад жизни - вообще везде всё по-другому, как будто в разных государствах эти два города. А ведь их разделяют всего 800 километров.
Конечно же, цены разительно отличаются от нам привычных. Но что поделать. Зато и возможностей, выбора больше. Ведь как ни крути, а магазинов здесь гораздо больше, чем в маленьком закрытом городке.
Интересное ощущение - идёшь по улице и вообще никого не знаешь. Порой не хватает общения, которого в Знаменске было в избытке. И все вокруг в гражданском. Это удивительно. Оказывается, мы привыкли, что большая часть населения на улицах находится в военной форме. И, конечно же, ещё долго мы будем привыкать к расстояниям, к потоку транспорта. Именно по этой причине мы не остались жить в квартире родственников, которая находится неподалеку от Бауцентра. Больше часа в пути до колледжа - мы были к этому не готовы.
А вот негатива за почти месяц проживания в кубанской столице мы не встретили вообще. И «понаехом» никто не назвал. Кто знает, может, Краснодар становится более толерантным к приезжим, которые, как пчёлы на цветущий луг, слетаются под южное солнце.