Яхта, парус, море - для многих это картинка из красивой жизни. Для Николая Исаева - это почти родной дом и своя стихия. «АиФ-Юг» отправился с капитаном на морскую прогулку, во время которой он рассказал нам о том, кто сегодня увлекается яхтами, почему нельзя бриться во время регаты и правда ли, что женщина на корабле к несчастью.
На море вдохновил… космонавт
Яхта, на которой мы отправились на прогулку, имеет длину чуть более трех метров. Она круизно-туристического класса, комфортабельная. В ней есть мягкая мебель, две спальни, хорошие двуспальные кровати, туалет, который на языке моряков зовётся «гальюн». Тут же на судне имеются газовая плита, холодильник - в общем, всё, что нужно для жизни и путешествия. По словам Николая Григорьевича, на ней можно ходить вокруг света.
«Я на этой яхте почти 25 лет, а в парусном спорте- более 40. Попал сюда юнгой, с тех пор ей не изменял, - говорит Николай Исаев. - В детстве поначалу занимался волейболом, потом увлёкся парусным спортом и как-то на юношеской регате занял третье место. Награду мне вручал космонавт Виталий Севостьянов, который на тот момент был в Сочи. Меня это так вдохновило, что я решил морю посвятить жизнь. И, конечно же, ни разу об этом не пожалел. Оно мне подарило новых друзей, впечатления, а главное - я посмотрел мир».
Сам Николай Григорьевич коренной сочинец.
«Я родился и вырос здесь, - рассказывает капитан. - Мама тоже сочинская. А первым сюда перебрался мой прадед ещё до революции. Он был состоятельным человеком, у него были имение и сады в районе горы Ахун. Потом, когда пришла советская власть, всё это отобрали. Но, как говорится, хорошо, что семью не выселили - мамины родители остались в прибрежном городе. А вот мой отец из села Великовечного Белореченского района. Прибыл сюда после армии, женился на моей матери, да так они здесь жить и остались».
Почистил зубы - будет шторм?
К слову, на яхте есть свои правила. Например, каждый, кто ступает на судно, должен в первую очередь разуться. По словам капитана, это касается всех - босиком по яхте ходят и короли, и шейхи, и матросы.
Что касается примет, то здесь их несметное количество. Например, нельзя во время перехода бриться. А ещё…
«Это было давно, я был ещё юнгой, - вспоминает Николай Исаев. - Мы шли под парусами из грузинского города Поти в Евпаторию. Причём, когда не было ветра, мы просто стояли. И вот мы уже недалеко от Новороссийска, на море полный штиль, двигаться нельзя, мы с моим напарником, на тот момент таким же молодым парнем, как я, решили воспользоваться тем, что наш капитан, Валерий Алексеев, ушёл спать и быстренько почистить зубы. Бывалые моряки нам рассказывали, что это дурная примета, но мы тогда не сильно в них верили. Спустились вниз, совершили гигиенические процедуры и, как ни в чём не бывало, вернулись на палубу.
Через какое-то время из каюты выходит капитан. Прошёл по яхте взад-вперёд, поводил носом и как крикнет: «Май на паруса!», то есть убираем их. Мы с другом недоуменно переглядываемся, мол, что случилось, на небе ни облачка. Но не успели опомниться, как налетел ураганный ветер и давай нас кидать из стороны в сторону. Оказалось, до этого в Новороссийске была бора. Как капитан почувствовал это, ума до сих пор не приложу. А когда все устаканилось, Валерий Васильевич собрал всех матросов и спросил: «А ну признавайтесь, кто тут чистил зубы?» Все естественно стали коситься на нас. Капитан всё понял и давай шуметь: «Ах вы, интеллигентики, проклятые, ах вы зубочисты, оставьте свои привычки дома или в море - ни ногой»!
Впрочем, иногда ветер мореплавателям тоже нужен. Только попутный. И если вдруг его долго нет, по поверью его можно вызвать - поскрести мачту. Но главное в этом деле тоже не переусердствовать. Однажды, пытаясь договориться таким нехитрым образом с природой, мы попали в 7-балльный шторм в Турции. С тех пор к приметам относимся с уважением и без лишней надобности в дела погодные стараемся не вмешиваться. Но жизнь моряка полна приключений. Как-то вместе с командой мы попали в 9-балльный шторм в 1992 году недалеко от Стамбула.
Это был ноябрь, мы шли из Сочи в Стамбул. Уже на подходе к турецкому городу начался шторм. Чёрное море, в котором мы находились, стало белым – волны, пенясь, поднимались высотой с пятиэтажный дом. Мы дрейфовали, спрятались в мыс и наблюдали за происходящим. Больше всего переживали, чтобы киль не отвалился, тогда бы яхта перевернулась, и мы вряд ли смогли бы спастись.
Что делать в таких случаях? Нельзя было идти ни вдоль волны, ни против волны, только погрессировать по волнам. На наше счастье беда нас миновала, хотя некоторые турецкие рыболовные суда на наших глазах перелетали через мол».
Женщина на корабле - к беде?
То, что Николай Григорьевич любит и море, и яхту, видно невооружённым взглядом. С таким удовольствием делится байками и впечатлениями, что ещё об одной примете - правда ли, что женщина на корабле к беде - не спросить не смогли.
«Ещё лет десять назад яхтингом занимались преимущественно мужчины, - объясняет капитан. - И да, такое поверье существовало. Даже пример у меня есть. Отправились с командой на регату из Сочи в Новороссийск. Я и мой напарник с собой взяли своих жён. В море вышли в ночь, с расчётом, что к шести утра будем на Малой Земле.
Та ночная морская прогулка заполнилась нам надолго. Сначала налетел штормовой ветер, потом в одном из баков потекла солярка, для полного счастья в щели стала поступать вода. Все из кают высыпали на палубу. Мы реально думали, что яхту может затопить. С горем пополам добрались до Новороссийска. И как после этого не верить приметам? Они же появились сотни лет назад, люди просто передавали свои наблюдения. Правда, как это всё взаимосвязано и как работает - непонятно.
С тех пор на регату стараемся ходить чисто мужской компанией.
Приметы приметами, а у каждого времени свои веяния. Даже яхтами, по словам капитана, сегодня больше увлекаются женщины.
«Парусный спорт сейчас очень популярен. И среди обучающихся 70-80 % составляют девушки, - говорит Николай Исаев. - Яхтинг - удовольствие не дешёвое, но барышни находят возможности и приезжают специально из Москвы, Санкт-Петербурга, да и из других городов на море и учатся ходить на яхте. С чем это связано? Не знаю. То ли девочки стали активнее, то ли мужчины пассивнее? Неважно. Главное любовь к морю и парусам».
Как было до гаджетов
Покорять моря, бороздить океаны, конечно, всегда было участью смелых и умелых. Но с развитием технологий жизнь моряков значительно облегчилась. GPS определит любое место, и навигатор выведет куда надо. А как же было раньше?
«С одной стороны, сейчас гораздо легче, моряки уходят от старого оборудования, - говорит Николай Исаев. - А раньше был секстант (Навигационный инструмент для определения высоты Солнца и других космических объектов над горизонтом, чтобы определить географические координаты. Например, измерив высоту Солнца в астрономический полдень, можно, зная дату, вычислить широту места расположения прибора, - прим. ред.). Мы заполняли целый талмуд - вносили все измерения, определяли по формулам где находимся. Так надо было ещё подставить правильную формулу, чтобы достоверно определить местонахождение. В том же 1992 году, когда возвращались из Турции домой, нам чётко надо было выйти в порт Сочи, ведь на тот момент в соседней Абхазии шла война. Но у нас всё было конкретно определено, и мы вернулись прямиком домой.
Сегодня техника все эти моменты определяет в считанные секунды. Но, на мой взгляд, азы морской науки надо всё равно знать, мало ли что в воде может случиться».