Кисельные берега. Почему медузы не дают покоя туристам на Азовском море?

Подобные кадры, снятые на Азовском море, то и дело появляются в Сети. © / Виктория Кондратская / Из личного архива

Вот уже несколько лет медузы буквально атакуют побережье Азовского моря в Краснодарском крае. Их становится все больше, и все чаще вода на пляжах превращается в жгучий кисель из живой неприятной слизи. Если раньше подобное здесь происходило в конце августа, когда море максимально прогревалось, то теперь медузы приплывают к берегу уже в начале лета. Это связывают со многими факторами: потепление, экология, и как говорят, возведенный не так давно Крымский мост. Что на самом деле является причиной малоприятного явления - разбирался kuban.aif.ru.

   
   

Даже вода жжется

Курорты Кубани, вопреки всеобщему мнению, - это не только Сочи или Анапа. Ежегодно миллионы туристов приезжают на побережье Азовского – более мелкого моря, отлично подходящего для семейного отдыха. Часто вода в нем теплее, чем в Черном, берег – мелкая ракушка, а вход в воду плавный. Потому Азов пользуется популярностью у отдыхающих с детьми.

Однако вот уже несколько лет подряд побережье летом заполоняют медузы. В Сети то и дело появляются кадры, на которых они собираются в целый рой и дрейфуют у самого берега. Порой туристы вытаскивают из воды, рискуя «обжечься», особенно крупных особей.

«В этом году отдыхала две недели в приморском поселке Пересыпь, езжу туда каждый год, - рассказывает Марина Гапонова из Краснодара. – Но купалась только два раза: во время ливня и в сильные волны. До этого зайти в воду из-за медуз было невозможно. Мало того, что мерзко, так они еще и «кусаются», даже сама вода «жжется» – так их много.

Еще года четыре назад такого не было. Не знаю, что изменилось, но думаю, рост популяции – это индикатор того, что с экосистемой что-то не в порядке. Мне кажется, медузы заполоняют водоем в том случае, если другие животные в нем вымирают».

«Это все из-за Крымского моста, – уверен житель курортной станицы Голубицкой Дмитрий Дикий. – Когда корабль под мостом проходит – набирает жидкий балласт, вместе с медузами, конечно. А затем сбрасывает его. Вот так «гадов» к нам и перемещают. А им здесь и хорошо – вода теплее».

А вот, что говорят по этому поводу эксперты. Как правило, от судов перед заходом в порт требуют замену балласта еще за сотни километров. Делается этого для того, чтобы не допустить инвазии. Инвазия – это проникновение живых организмов в нетипичную для них среду. Оказавшись не в своем море, они могут стать причиной экокатастрофы. Такое случается, когда в местную среду попадает биологический вид, не имеющий конкурентов.

   
   

Море становится солонее

Много слухов и о том, что при строительстве Крымского моста была нарушена экосистема. Соответствуют ли они действительности, kuban.aif.ru узнал у руководителя проекта «Дикий Юг», Андрея Помидорова.

«Со строительством Крымского моста это, в принципе, никак не связано. Причина в том, что солонеет само по себе Азовское море. Вода из Черного моря приходит в большем количестве, чем приносит пресной воды из рек (в первую очередь – из Кубани и Дона). Отмечается это достаточно давно.

Поэтому появились не только медузы, но и рапаны, которые очень плохо переносят слабосоленую воду, а сейчас вода насыщена солью, и они расползлись по дну. Кроме того, появилось много новой морской рыбы. Сток Кубани и Дона за последние 40 лет уменьшился в совокупности раза в два, а они в основном и питали море пресной водой. Что же касается мелких пресных рек типа Еи и прочих, летом они часто до моря просто не дотекают.

Медузы не сильно опасны, но крайне неприятны. Конечно, если как в роликах, возле берега «бульон из медуз», в воду лезть не надо. Убить не убьет, но ожог можно получить по всему телу и это будет очень неприятно. Лучше переждать, когда сменится ветер, и они уйдут в другую сторону. Ветер создает поверхностное течение, а медуза сама по себе плавать умеет, но не настолько хорошо, как рыба, чтобы с ним бороться».

Ожоги бывают только от корнеротов

Медузы в Азовском море обитали всегда, хотя и не в таких количествах. Почему считается, что популяция выросла именно сейчас? Подобное уже наблюдалось в 1980-х, и старшее поколение курортников и местных жителей прекрасно помнит «медузьи нашествия». Однако виды их не меняются с годами. Точнее - здесь водятся всего две разновидности.

Чаще всего попадается Aurelia aurita – или ушастая медуза. Тело аурелии полупрозрачное, розовато-фиолетовых оттенков, похожа на купол с щупальцами внизу. Питается мелкими ракообразными. Иногда достигает 40 см в диаметре. Неприятные ощущения от встречи с ними возникают только при прикосновении к коже, если человек чувствителен. Они-то, в основном, и формируют плотные скопления у берегов.

Вторая разновидность Rhizostoma pulmo или корнерот. Это большие фиолетовые или синие купола с пышными щупальцами. Они быстро плавают, могут обжечь человека. Но опасным ожог бывает, только если возникает аллергическая реакция, а так доставляет ощущение, сравнимое с падением в куст крапивы.

справка
Насчитывается больше 3000 видов медуз, из которых только несколько десятков могут причинять вред человеку. Считается, что тысячи видов ученым еще предстоит открыть. Палеонтологи установили, что медузы в несколько раз старше, чем самые древние из динозавров. Обитающие в морях и океанах медузы состоят из воды примерно на 95-98 %. В некоторых странах медуз употребляют в пищу – высушивают, солят и нарезают соломкой.

Есть в Азове еще и гребневик, его путают с медузой. Мнемиопсис абсолютно безопасен для человека. Нежелательно это существо только для рыбаков - оно сильно уменьшает запасы хамсы, кильки и других мелких промысловых подвидов.

В случае, когда медуза все-таки ужалила, рекомендуется сразу выйти из воды, убрать остатки с пострадавшего участка кожи, затем промыть его водой с содой. Если есть нашатырный спирт, алкоголь, то можно сделать примочку. Аллергикам желательно обратиться за помощью к врачу.

Не бороться, а съесть?

Кстати, в 2021 году речь шла о промысле медуз в Азовском и Черном морях. Для этого должны были изучить опыт Дальнего Востока и Китая, где промысел динамично развивается. Идея такая возникла в связи, как раз, с высокой численностью медуз, которые неблагоприятно воздействуют на кормовую базу промысловых рыб. Особенно страдает основной объект добычи – хамса.