Кому платим? Для чего нужны парковки в Краснодаре

pixabay.com / pixabay.com

В мае этого года заканчивается инвестиционное соглашение городской администрации с ООО «Городские парковки». После этого всё созданное коммерческой структурой перейдёт в собственность администрации Краснодара. «АиФ-Юг» рассказывает, что изменится в работе платных парковок и чего ждут от них жители города.

   
   

Начали обсуждение

В мае 2014 года администрация Краснодара заключила инвестиционное соглашение с коммерческой структурой, которая обязалась построить парковочную  инфраструктуру  и семь лет зарабатывать на этом. Тогда и начали работать платные парковки. Фирма нарисовала разметку на обочинах, поставила паркоматы и начала собирать деньги. Большинство возмутилось - почему платим за то, что ещё вчера было бесплатным? В мае 2021 года срок соглашения заканчивается, что дальше будет с платными парковками в Краснодаре обсудили на круглом столе.

По словам депутата городской думы Александра Сафронова, в заключённом семь лет назад договоре оказалось немало подводных камней. Такие парковки почти не приносили прибыли, потому что у фирмы не было возможности собирать штрафы. В конце 2020 года, после изменений в КОАП, она наконец появилась. Когда жители поняли, что фактически штрафов нет, то перестали оплачивать парковку. В итоге доход шёл только от тех сооружений,  которые  огорожены шлагбаумом.

Несправедливо, по мнению депутата, распределялась и прибыль – 90 % шли в карман предпринимателя, 10 % - города. В итоге в бюджет Краснодара попадал мизер - около шести миллионов рублей в год. Ещё 130 млн рублей инвестор, правда, выплатил в виде налогов в бюджеты разных уровней.

«В 2014 году не было широкого обсуждения инвестиционного договора, потому мы и получили полуработающую схему, - сказал депутат. - Сейчас мы даём старт дискуссии о будущем парковок Краснодара».

В чём плюсы?

В том, что платные парковки в Краснодаре нужны, сошлись во мнении и представители власти, и общественники. Причём не только как средство для наполнения бюджета, а как инструмент регулирования дорожного трафика.

   
   

«Если всё делать правильно, то плюсов у платной парковки много, а минусов - мало, - считает представитель общественного движения «Городские решения» Михаил Барашков. - Но важно понимать, что суть системы не в получении прибыли, а в улучшении качества жизни за счёт разгрузки ситуации на дорогах. Если людям объяснить это, то они поймут, если, конечно, не будет абсурдных решений вроде платных парковок на окраинах города».

«Изначально вопрос платных парковок рассматривался глобально, как одна из частей решения вопроса с пробками - добавил депутат городской думы Дмитрий Коломиец. - Напомню, в 2013 году начали действовать выделенные полосы, пытались создать условия для того, чтобы жители больше пользовались общественным транспортом».

Шесть миллионов рублей в год получал бюджет Краснодара от парковочного оператора.

По словам начальника управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодара Артёма Анацкого, юридически после завершения срока нынешнего договора возможны четыре варианта работы городских парковок: заключение нового концессионного соглашения, создание муниципального казённого предприятия, выход на торги в поисках управляющей фирмы и полный отказ от эксперимента с платными парковками и возвращение к старому. Самый реальный вариант - заключение с коммерческой фирмой нового соглашения, в котором будут учтены все недоработки прошлого, а также более справедливо распределены доходы. Например, в Воронеже в местный бюджет попадает 40 % сбора, в Нижнем Новгороде – 56 %.

Как говорил на совещании по парковкам мэр Краснодара Евгений Первышов, сейчас предстоит пересмотреть условия, которые действовали семь лет, просчитать экономический эффект. При этом важно сделать процесс получения доходов максимально понятным и прозрачным.

Не много ли преференций?

Координатор «Городских проектов» в Краснодаре Константин Трудик:

«Надо одновременно идти по нескольким направлениям. Как только город начнёт регулировать автомобильный поток с помощью платных парковок, нужно сразу создавать выделенные полосы для общественного транспорта, развивать велоинфраструктуру. Я напомню, что бесплатных парковок не существует в принципе - если за них не платит автовладелец, то это делает каждый налогоплательщик. Если делать ставку на автомобильные движение, то люди будут ездить на машинах, а это путь к абсолютному транспортному коллапсу, с которым не смог ещё справиться ни один город в мире.

Организация платных парковок позволит давить и на маршруточников, которые сейчас лоббируют свои интересы и открыто плюют на законы. Город сможет вводить для них реальные требования: «Хочешь работать в центре? Будь добр предоставь низкопольный автобус на 70 мест. Не можешь? Уступи место другому предпринимателю». ПАЗикам не место в центре города-миллионника.

Мы должны управлять городским пространством так, чтобы оно было доступно всем. Если люди в поисках комфорта передвигаются на собственных авто и создают пробки, ограничивая передвижение остальных: пассажиров общественного транспорта, велосипедистов и т.д., то не много ли для них преференций?»