Легендарный корабль-музей. Почему Кутузов бросил якорь в Цемесской бухте?

пресс-служба администрации Новороссийска

Из 14 советских боевых кораблей проекта 68бис до нашего времени сохранился только «Михаил Кутузов», сошедший со стапелей судостроительного завода в Николаеве 12 по счёту. Рассказываем, как крейсер защищал египетскую Александрию от авианалётов, что на его борту делал Владимир Высоцкий, каждый ли сможет поднять бронзовую пепельницу в офицерской кают-компании, почему не стоит спускаться на нижние палубы и как кораблю удалось избежать отправки на металлолом.

   
   

Из Севастополя в Новороссийск

Сегодня крейсер — это филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра I. Стоит он в Новороссийске у причала №33. Хотя во время службы «Михаил Кутузов» базировался в Севастополе. С 1992 года он находился в подвешенном состоянии – власти то думали сделать на нем музей, то пустить на металлолом - как большинство кораблей этого проекта. И неизвестно, как бы сложилась судьба «Кутузова», если бы в августе 2001 он не прибыл в город-герой. Уже 28 июля 2002 года, в день Военно-морского флота, корабль-музей открыл двери для посетителей.

Кстати, в истории «Михаила Кутузова» уже была встреча с «Новороссийском» - такое имя получил итальянский линкор «Джулио Чезаре», который достался Советскому Союзу по итогам Великой Отечественной войны. 29 октября «Новороссийск» взорвался в бухте Севастополя рядом с совсем ещё новеньким «Кутузовым». На терпящий бедствие линкор сразу же отправили спасательный отряд. Та трагедия унесла жизни 829 моряков, в том числе 27 матросов «Михаила Кутузова».

Фото: пресс-служба администрации Новороссийска

Кто поднимался на борт?

И позже доводилось крейсеру выступать в роли спасателя.

«Официально крейсер не принимал участия в боевых действиях, но в разгар арабо-израильского конфликта выступал как дипломат, стоял в Египте у берегов Александрии как запасной командный пункт главного военного советника, - рассказывает младший научный сотрудник филиала ЦВММ кбс «Михаил Кутузов» Любовь Семёнова. – Поэтому авианалётов на город не совершали – любое случайное попадание по кораблю расценивалось бы как нападение на Советский Союз».

Тогда же крейсер стал местом для государственных приёмов – на его борт поднимались президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана.

Выручал крейсер и советских кинематографистов – в 1961 году на нём снимали комедию «Увольнение на берег». В эпизодах тогда играл мало кому известный актёр Владимир Высоцкий, которого тепло вспоминали матросы – по вечерам он часто пел для них песни под гитару. Позже, на одном из концертов Высоцкий рассказал, что тогда же гостем крейсера стал Юрий Гагарин.

   
   
Фото: пресс-служба администрации Новороссийска

Главный калибр

«Михаил Кутузов» - корабль немаленький, 210 метров в длину – два футбольных поля.

«Поэтому экскурсия длится почти час, за это время мы проходим по двум верхним палубам с иллюминаторами, - продолжает Любовь Семёнова. – Внизу остаются ещё четыре палубы, но туда мы не спускаемся.

Иногда приходят бывшие матросы. Однажды пожилой моряк привёл сына и хотел показать ему машинное отделение, в котором проходил срочную службу. Экскурсоводы едва отговорили его от спуска на тёмные и давно не кондиционируемые нижние палубы.

Посетители музея знакомятся с самым мощным оружием корабля – четырьмя трёхпушечными башнями, калибр орудий 152,4-мм. Заглядывают в салон кают-компании офицерского состава, проходят в саму в кают-компанию, где можно присесть и почувствовать себя бравым капитаном. Дальше следует знакомство с бытом моряков - офицерской каютой и матросским кубриком. Не все экскурсоводы «Кутузова» акцентируют внимание на стоящей в офицерской кают-компании – бронзовой пепельнице весом 36 килограммов. Всё-таки пропагандировать курение – дело не лучшее. Но пепельница – часть истории корабля. По морской традиции каждому судну рабочие, его строившие, дарят в подарок пепельницу. Она становится своеобразным оберегом - пока пепельница на корабле, ему ничего не грозит. Может, поэтому из всех четырнадцати кораблей проекта 68бис целым в России остался только «Михаил Кутузов»?

Сохранить помогли ветераны

«Крейсеру, пожалуй, повезло, - говорит Любовь Семёнова. – И имя полководца Михаила Кутузова наверняка сыграло свою роль. Но на самом деле сохранить судно – шедевр отечественного кораблестроения – помогли ветераны крейсера».

Ещё во времена СССР правительство решило отправить устаревший корабль на металлолом, потом события закрутились так, что властям стало не до крейсера: распад страны, 1991, 1993. Вспомнили о корабле только в 1998 году, когда главнокомандующий ВМФ России подписал директиву исключить крейсер из состава флота и передать на утилизацию. Тогда ветераны «Михаила Кутузова» написали письмо премьер-министру страны Евгению Примакову и передали ему нарочным.

«Опять немного повезло – Евгений Максимович в юности сам служил на флоте, - продолжает Любовь Семёнова.  – Премьер-министр прочитал письмо, согласился с аргументами набрал по правительственной связи главнокомандующего ВМФ РФ и сказал: «Я Вашу директиву о реализации крейсера на металл отменяю. Приказываю оставить его в составе флота в качестве корабля-музея!».

Корабль продолжает жить

Много сил для сохранения «Михаила Кутузова» приложил Лука Петрович Шапошников, ветеран Великой Отечественной, полковник медицинской службы в отставке, почти десять лет отслуживший на корабле. С 1992 года и до последнего дня жизни Лука Петрович занимал пост ответственного секретаря и заместителя председателя совета ветеранов крейсера. Именно он налаживал связи с различными организациями, потомками самого Михаила Кутузова, писал письма в различные инстанции. Историческое письмо Евгению Примакову - тоже его заслуга. К тому моменту совету ветеранов корабля удалось отбиться от нескольких попыток рейдерского захвата крейсера, многие дельцы хотели продать его за рубеж либо просто пустить на металлолом.

«Не будь Луки Петровича, горевшего идеей сохранения корабля как памятника, велика вероятность, что крейсер "Михаила Кутузов" ждала бы такая же грустная участь, как и остальные корабли проекта, - говорит Любовь Семёнова.

Благодаря Шапошникову корабль даже в старческом по флотским меркам возрасте продолжает жить - теперь уже как музей».