Четвертого апреля католики отмечают Пасху. На Кубани ее тоже празднуют, у нас даже есть пять костелов – в Краснодаре, Анапе, Туапсе, Сочи и Адлере. О традициях, которые соблюдают кубанские католики, «АиФ-Юг» рассказал этнолингвист Владимир Пукиш.
Считают по лунному календарю
«Для начала давайте разберемся. Само понятие католическая Пасха или православная Пасха – не совсем корректно, - говорит Владимир Пукиш. - Правильнее говорить - праздновать Пасху по старому, юлианскому календарю, или по новому, григорианскому.
При этом восточные христиане следят, чтобы Пасхальное воскресенье не наступило раньше, чем иудейская Пасха (Песах). В этом году католики празднуют Пасху четвертого апреля. А для тех, кто придерживается старого стиля, день весеннего равноденствия (21 марта) – это четвертое апреля по новому стилю, поэтому они будут ждать следующего полнолуния и праздновать Пасху второго мая.
Молятся и зажигают свечи
По словам Владимира Пукиша, в Анапском католическом костеле будет в субботу третьего апреля Пасхальное богослужение. К слову, у католиков нет такого строгого поста, как у православных. Постным днем является пятница, когда верующие воздерживаются от мяса, а строгий пост соблюдается в первый день поста и Страстную пятницу. Вообще же, суть поста во внутреннем самосовершенствовании, милостыни, молитве, а не воздержании от пищи.
У католиков существует несколько интересных обрядов. Они, как и православные, освящают вербу в Вербное воскресенье (то есть уже освятили ее в прошлые выходные). А в пепельную среду – первый день Великого Поста (в этом году пришлась на 28 марта) священник посыпает головы прихожан пеплом из прошлогодних вербовых прутиков – в знак смирения.
Еще один интересный обряд совершают священнослужители в четверг, перед Страстной Пятницей. Например, Папа Римский в этот день моет священникам ноги, а в обычной католической церкви настоятель выбирает 12 мужчин из прихожан и тоже совершает обряд омовения ступней (в этом году этот обряд не будет соблюдаться в связи с эпидемиологическими ограничениями). У этой традиции тоже есть объяснение – она напоминает, что, несмотря на сан, служитель церкви в первую очередь служит людям.
Если говорить о народах, которые исповедуют на Кубани католицизм – это поляки, чехи, часть украинцев, армян (родом из Грузии) и ассирийцев (живут в Крымске). Есть и русские католики – как правило, из смешанных семей. Вот и в Анапском костеле молитва «Отче наш» на Пасху будет звучать на русском, польском, чешском, армянском и ассирийском языке (последний очень близок арамейскому – языку, на котором проповедовал Христос).
Почему молчат колокола?
Надо сказать, католики традиции чтили всегда. Даже в советское время чехи, компактно проживавшие в нескольких селах Краснодарского края, продолжали отмечать христианские праздники. При этом знали, что по происхождению они католики. В советское время сохранялись некоторые обычаи, например, крещение младенцев; до сих пор чехи отмечают Рождество (и праздники Рождественского цикла) по григорианскому календарю (новому стилю), хотя Пасху многие празднуют по юлианскому календарю (старому стилю). Объясняется это тем, что в народной памяти сохранилась постоянная дата празднования Рождества – непереходящего праздника, в то время как вследствие долгого отсутствия католических храмов, священников и какой-либо литературы им просто неоткуда было узнать дату по новому стилю Пасхалий – то есть переходящих праздников в каждом конкретном году.
Так, по воспоминаниям анапского старожила Анастасии Сланец (1913-2010), в Страстную Пятницу, когда колокола молчат, в церковь для воспоминания Страстей Христовых людей созывали деревянные била, «по всей Варваровке ходили мальчики с колотушками, а у одного была трещотка, били в них и припевали: «Zvoníme klekání, zvoníme klekání!» («Звоним на молитву, звоним на молитву!»). А после мессы на Пасху, по словам Анастасии Сланец, «из костела все шли с процессией по селу; во всех домах зажигали свечи».