Мужество нас покидает? Ученый о том, как меняются типичные мужские качества

С начала XX столетия сражения превратились в «войны машин и моторов». © / pixabay.com

Доктор философских наук Юлиан Тамбиянц рассказал «АиФ-Юг» о том, какие архетипичные модели мужественности существуют, почему в современном обществе выхолащивается суть самого понятия и почему молодые люди теперь не выясняют отношения один на один, а обращаются в полицию.

   
   

Другое поведение

Когда-то Анна Ахматова написала: «Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет…». Но, видимо, пророческими эти слова не стали - проявление типичных мужских качеств в современном мире становится всё реже. И, оказывается, факт этот интересует учёных.

«Нынешние мужчины, попав в конфликтную ситуацию, обычно начинают пугать друг друга «родственниками», «друзьями» из правоохранительных органов, администрации, судебной системы, вместо того чтобы решить вопросы чисто по-мужски, - говорит Юлиан Тамбиянц. - И такое поведение вышло за пределы личных отношений и приобрело исторические масштабы. Недавние события на постсоветском пространстве показывают, что верховные государственные лица, когда ситуация складывается не в их пользу, предпочитают борьбе постыдное бегство».

История, по словам Юлиана Тамбиянца, учит другому, более мужественному поведению. Две тысячи лет назад китайский император Ван Ман, будучи не в силах справиться с восстанием Красных бровей, не бежал из столицы, а принял смерть вместе со своей гвардией. Пятьсот тридцать лет назад английский король Ричард Третий в битве при Босворте, оставленный своими приближёнными, едва ли не в одиночку ринулся на войско своего врага Генри Тюдора, чтобы погибнуть по-королевски.

Досье
Юлиан Григорьевич Тамбиянц окончил Кубанский государственный университет по специальности «История» в 1994 году. Сейчас - доцент кафедры социологии и культурологии КубГАУ. Доктор философских наук, кандидат социологических наук. Тема докторской диссертации «Идеология и социальная иерархия: механизмы взаимодействия».

«Так что в современном обществе наблюдается явный отход от мужской модели поведения, - продолжает доктор философских наук. - Что иллюстрируется апеллированием к правоохранительным органам; частыми случаями смены гендерных ролей; распространением гомосексуализма».

Ещё одно доказательство слов учёного - рост популярности реконструкторских движений, которые как раз и компенсируют нехватку настоящих мужских дел.

   
   

«Показательным для современного общества оказалось появление романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», - продолжает Юлиан Тамбиянц, - где организация подпольных боёв среди обычных людей подчинена лишь возвращению утрачиваемой мужественности».

По модели Одиссея

Теперь по порядку: сначала нужно определиться с понятием. Мужественность, по словам Юлиана Тамбиянца, это черта характера, связанная с проявлением твёрдости, настойчивости в ходе достижения поставленных целей в контексте противодействия внешних обстоятельств или преодоления собственных психологических барьеров. И первые архетипические модели мужественности описаны ещё в поэмах Гомера. Модель Ахилла, например, предполагает воинскую доблесть, связанную со стремлением к индивидуальной славе - «прожить бесславно, но долго или склониться во цвете лет, обеспечив себе при этом вечную славу». Мужественность по модели Гектора нацелена, прежде всего, на защиту Родины. Если Ахилл представляет только себя, то Гектор сражается за семью, за родную Трою и всех её жителей.

«Модель Одиссея - наиболее стратегический тип мужественности, связанный с преодолением любых испытаний на своём жизненном пути, - объясняет учёный. - Но кроме этих есть ещё и четвертая модель Идентичности, которая предполагает сохранение внутренней целостности или, другими словами, умение «оставаться собой», несмотря ни на что. Пример - герой Джека Лондона Мартин Иден.

При этом у мужественности есть и врождённые, и приобретаемые источники. Мужскую модель поведения мальчики усваивают в детстве, когда слушают сказки о героях, битвах, элементы традиционного эпоса, наконец, игры «в войнушку». В более зрелом возрасте большее значение приобретают объективные факторы - идеология, общий политический расклад, ситуация».

Проявления мужественности, по словам Юлиана Тамбиянца, не обязательно несут в себе позитивный смысл - они могут иметь и отрицательный.

Виноват торговый дух?

Упадок мужественности, по словам учёного, это болезнь эволюции. И у неё есть несколько причин. Первая - это закон техно-гуманитарного баланса, который звучит так: «Чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства культурной регуляции необходимы для сохранения общества». Проще говоря, если люди владеют страшным оружием, им нужно уметь сдерживать его применение - чтобы сохранить себя, в первую очередь.

«Отражение процесса - чем старше ребёнок, тем меньше он вступает в драки, хотя физические возможности его возрастают, - объясняет учёный. - Это не значит, что конфликтов становится меньше, просто они становятся более окультуренными».

Вторая причина - революции в военном деле. Сначала постоянная армия пришла на смену ополчению. В итоге чёткая организация войска брала верх над индивидуальным мастерством сражающихся - римские легионы побеждали германские дружины.

«А это уже в некотором роде предполагало дозированность мужественности, - говорит Юлиан Тамбиянц, - её рациональный характер».

Затем появилось огнестрельное оружие. «Ни умение фехтовать, бороться, драться, ни оружие, ни вооружение, ни сила, ни искусство, ни храбрость уже ничего не могут, ничего не значат. Ибо часто случается, что храбрый герой бывает убит из пушки никуда не годным, отовсюду выгнанным малым, который не посмел бы в другое время с ним заговорить или даже взглянуть на него…», - писал участник войн второй половины XVI века Фрёнсбергер.

А с начала XX столетия сражения и вовсе превратились в «войны машин и моторов».

83 % девушек признаются, что были случаи, когда им приходилось «быть мужиком».

Третья причина выхолащивания мужества, по мнению учёного, заключается в том, что одновременно с развитием государство устанавливает монополию на насилие и закрепляет его в законе. Чётвертое - изменение соотношения воинского и торгового духа в обществе.

«Война вызывает двойственное отношение со стороны капитализма (наиболее распространённой формы торгового духа), - объясняет Юлиан Тамбиянц. - С одной стороны, за счёт неё можно получать баснословные прибыли. Но, с другой, исход войны зависит от множества иррациональных и случайных причин. Этого-то как раз и не терпит буржуазное сознание, предпочитающее чёткий рациональный расчёт. США, например, воюют только тогда, когда исход не вызывает сомнений (Гренада, Ирак). В остальных случаях используют несиловые методы или «мягкую силу».

Ушли в сеть

Пятая причина упадка мужественности в современном мире появилась не так давно. По словам учёного, понятие деформировалось с распространением гаджетов и потребительского отношения к жизни. Суть явления описана в книге Филипа Зимбардо и Никиты Коломба «Мужчина в отрыве: игры, порно и потеря идентичности».

«Компьютерные игры захватывают всё больше мужчин, так как апеллируют к архетипам победителя и тому же инстинкту борьбы, который теперь можно реализовать виртуально, - объясняет учёный. - Причём делают все без исключения, даже те, кто в реальном конфликте сразу сбежит. Другими словами, мужики идут по пути наименьшего сопротивления».

В итоге в западных странах уже сейчас количество женщин, получающих высшее образование и учёные степени, больше, чем мужчин. Возрастающая активность женщин, по словам учёного, объясняется и идеологически - распространением феминизма. И тем, что цивилизация стирает гендерные роли - если раньше солдатом мог быть только мужчина, то сейчас девушки легко справляются с боевыми задачами. Да и компьютерные игры с порно женщин не так сильно завлекают, так как у них в большинстве своём нет архетипа победителя, который и заставляет стрелять - пусть и на экране.

Даже опросы студентов в вузе показывают, что количество реально мужественных людей уменьшается (73 % ответивших). А 83 % девушек признаются, что были случаи, когда им приходилось «быть мужиком».

«Появляются объективные обстоятельства для неравных браков, когда жена значительно старше мужа, - говорит Юлиан Тамбиянц. - Мужики, соглашающиеся на такие браки, либо бессознательно ищут матерей, либо тех, кто позволит им и дальше валяться на диване, потягивать пивко и рубиться на компьютере».

Вообще на нашу цивилизацию, по словам учёного, давит глобализация, которая стирает национальные границы, культурные различия. И чтобы не допустить этого, детей надо воспитывать в традиционном ключе, в своих национальных традициях.

«А они и великая русская литература в том числе проповедуют традиционные гендерные роли и приводят примеры настоящего мужества», - говорит Юлиан Тамбиянц.