«Не только боль и печаль». Священник - о переживших наводнение на Кубани

Епископ Сочинский и Туапсинский Герман вручает гуманитарную помощь. © / Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской митрополии

В начале июля из-за удара стихии в Краснодарском крае пострадали жители Туапсинского района и Горячего Ключа. Сейчас последствия непогоды в муниципалитетах ликвидированы, и люди постепенно начинают возвращаться к прежней жизни. Иерей Владимир Иванов рассказал «АиФ-Юг», как священники, волонтеры и предприниматели помогли пережить трудное время. 

   
   

Сложно собраться с мыслями 

«Наводнения в Краснодарском крае – не редкость, но всегда быть готовыми к натиску стихии невозможно. По словам жителей сёл Туапсинского района, пострадавших от наводнения в начале июля, такие разрушения произошли впервые за многие годы. Как говорится, «старожилы не упомнят», - рассказывает отец Владимир. - В критические моменты часто обнажается истинная природа людей: кто-то делится с нуждающимися, кто-то наживается на чужом горе. Но как свидетель, знающий ситуацию изнутри, могу сразу сказать: хороших людей среди нас больше. 

На тот момент я еще был настоятелем храмов в Дефановке и Молдовановке. Вечером звонил прихожанам, пытаясь узнать, всё ли у них в порядке. Особенно у тех, кто живёт близко к воде. Все говорили одно и то же: такие дожди уже бывали, ничего страшного. Ближе к ночи вода хлынула огромным потоком, унося машины, выдавливая ворота, сворачивая железные мосты, как фольгу. 

Многим пришлось ночевать на чердаках, а утром с ужасом осматривать дома и дворы. После потопа скорее стоит радоваться, что сам не утонул. Но вид уничтоженных вещей и мёртвых животных не настраивает на позитивный лад. Одним нашим прихожанам водой во двор принесло живого кабана. Он барахтался и пытался удержаться наплаву. Выжить секачу помогли опоры виноградника. 

В первый день после наводнения очень сложно собраться с мыслями и понять, что именно нужно делать в первую очередь. Это неочевидно, но первое, чего не хватает после потопа – вода. Дефановка и Молдовановка вообще не имеют центрального водопровода, поэтому местные жители используют колодцы и скважины. Из-за ила, принесённого наводнением, у людей не осталось доступа даже к технической воде. 

В первый день на помощь пострадавшим оперативно пришла Екатеринодарская и Кубанская епархия. В первый же день с горячеключевского завода в Дефановку привезли 1200 литров питьевой воды, а в Молдовановку – 600. Далее помощь поступала ежедневно. Радостно видеть, что кубанские предприниматели видят в своих соседях не просто покупателей и источник дохода. 

Я, к сожалению, не могу привести полный список жертвователей «от бизнеса», но на склад привозили и бытовую химию, и постельное бельё, и инструменты для уборки (лопаты, мётлы)».

   
   

«Лучше к ним зайдите» 

«Когда улеглась паника первого дня, люди начали понемногу восстанавливать свои жилища. Здесь потребовалась помощь в виде продуктов, постельного белья и бытовой химии. Участок трассы в районе села Лермонтово разрушила вода, поэтому открылся он не сразу. Но после открытия помощь в пострадавшие сёла поехала и с другой стороны: от Сочинской епархии. Благочинные первого и второго Туапсинских церковных округов – протоиереи Пётр Тельнов и Роман Дейнега организовали поток гуманитарной помощи в Джубгу. Именно там, при храме Успения Пресвятой Богородицы, силами его настоятеля – протоиерея Евгения Иванова – был организован склад, откуда всё необходимое доставляли пострадавшим. 

Все священники Туапсинского района, каждый в меру своих сил, приняли участие в сборе и доставке помощи. Я взял на себя, по большей части, Дефановку и Молдовановку, организовал сбор пожертвований через Инстаграм. Сказать, что я был удивлён количеством желающих помочь – ничего не сказать. Люди присылали самые разные суммы денег, писали добрые слова, выражали свою поддержку. 

Совместно с благочинным первого Туапсинского церковного округа протоиереем Петром Тельновым и волонтёрами мы развозили предметы первой необходимости. Двигались на машинах вдоль самых пострадавших улиц, предлагали помочь. 

Хочется надеяться, что люди узнали друг о друге много нового, сблизились перед лицом общей беды.

Показательно, как наши люди реагируют на общее несчастье. Не раз приходилось участвовать в подобных диалогах: 

- Возьмите продукты и воду, у вас большая семья! 

- Да мы-то ничего! Вы Сергеевых видели? У них вообще ужас! Лучше к ним зайдите! 

Конечно, были и спекуляции, и жадность. Сам я не видел, но жители Джубги рассказали, что утром после потопа некоторые торговцы продавали пятилитровую бутылку воды за 350 рублей. Поэтому, когда мы начали развозить воду пострадавшим, многие с недоверием спрашивали «почём?». 

Радостно, что были и обратные примеры. Хозяйка кафе в Дефановке открыла свой склад и отдала запасы воды нуждающимся. Постоянно приезжали волонтёры. Молодёжный отдел Сочинской епархии очень помог храму блаженной Ксении Петербургской в Лермонтово, а из Екатеринодарской епархии нам помогали прихожане храмов иконы Божией Матери «Целительница» и свт. Спиридона Тримифунтского. Армавирская епархия и её волонтёры собрали и отправили груз одежды и предметов первой необходимости». 

«Поддержал в себе веру в человечество» 

«Отдельной огромной благодарности достойны руководители епархиальных отделов социального служения и церковной благотворительности. Протоиерей Димитрий Болтонов из Краснодара с первого дня был на связи, присылая одну машину за другой, а протоиерей Александр Копырин из Сочи направил большой груз продуктов, уже разложенных по наборам. Это сэкономило время и позволило распределить помощь рационально и справедливо. 

Помощи было оказано так много, что я не смогу назвать всех имён и организаций. И всякий, кто поучаствовал в этом добром деле, достоин уважения и благодарности. Каждый литр воды, каждый коробок спичек, каждая банка консервов в руках нуждающегося – прямая заслуга благотворителей, думающих не только о себе. 

Несмотря на всю скорбь, которую мы испытали и видели, такие дни несут не только боль и печаль. Хочется думать, что кто-то, как и я, поддержал в себе веру в человечество. Хочется надеяться, что люди узнали друг о друге много нового, сблизились перед лицом общей беды. 

К сожалению, мы не можем предотвратить стихийные бедствия. Катастрофы будут случаться, и мы можем от них пострадать. Важно лишь одно: кто в этот момент будет рядом».