Опасность по трафику. Почему на Кубани растет число смертельных ДТП?

По итогам первого полугодия в Краснодарском крае зарегистрировано 2639 ДТП, в которых погибли 330 человек и еще 3248 получили травмы. © / Минтранс РФ

Весной Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития, поставив задачу к 2030 году снизить смертность при ДТП в полтора, а к 2036-му – в два раза по сравнению с 2023 годом. К сожалению, Кубань по этому показателю занимает первые строчки в стране и пока не может переломить тенденцию. Основная причина – огромный поток транспорта, который едет к нам на море или транзитом в другие регионы. Об аварийности в крае и путях ее уменьшения рассказывает заместитель начальника управления госавтоинспекции ГУ МВД России по Краснодарскому краю Сергей Примаков.

   
   

Перекресток тесных трасс

Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Сергей Викторович, почему так высока аварийность в крае?

Сергей Примаков: К сожалению, Краснодарский край прочно закрепился на первой позиции антирейтинга регионов с самой высокой смертностью на дорогах. По итогам первого полугодия у нас зарегистрировано 2639 ДТП, в которых погибли 330 человек и еще 3248 получили травмы. Это на 50 смертей больше, чем предусмотрено перспективным планом по снижению аварийности в крае, поэтому он нами не выполнен. Прогнозные показатели по всем основным критериям не достигнуты в половине муниципалитетов. По объективным причинам мы пока не можем снизить статистику аварийности так, как этого хочется. Через нашу территорию проходят основные транспортные потоки к побережью, и даже зимой их интенсивность падает не так сильно, как было 5-10 лет назад. Ситуацию осложняют остановка авиаперевозок и ограниченная пропускная способность железнодорожного транспорта, что влечет за собой увеличение потоков грузовых автомобилей. Край является транзитным регионом для перевозки различных грузов в Крым. Основной рост числа погибших у нас про­изо­шел как раз на побережье и в районах, по которым проходят транспортные пути к морю. Немаловажно и то, что протяженность дорог края превышает 65 тысяч километров. Не многие регионы могут похвастаться такой сетью магистралей.

досье
Сергей Примаков родился в Хадыженске. В 2000 году он окончил Орловский юридический институт МВД России, после чего проходил службу в органах внут¬рен¬них дел Кубани на разных должнос¬тях. В настоящее время является замес¬тителем начальника Управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

– Где чаще всего гибнут люди?

– По итогам шести месяцев в населенных пунктах края на 3,8% снизилось число ДТП и на 4,1% стало меньше пострадавших. Но при этом количество погибших увеличилось на 10,8% и составило 154 человека. Вне городов и населенных пунктов отмечается рост основных показателей аварийности. Там про­изо­шло 665 аварий, в которых погибли 176 человек и 908 получили травмы. Число смертельных ДТП на федеральных трассах увеличилось на 34%, а на муниципальных дорогах – на 40%. При этом в местах совершения каждого четвертого ДТП фиксируются недостатки состояния улично-дорожной сети: отсутствие разметки, знаков, освещения, тротуаров и пешеходных дорожек. В первую очередь это касается дорог регионального и местного значения. Качество федеральных трасс у нас довольно высокое, если не считать ФАД «Кавказ», которая приносит много проблем из-за несоответствия ее параметров плотности потоков. Но все же основная причина ДТП – это человеческий фактор. Чаще всего люди гибнут из-за выезда на полосу встречного движения, неправильного выбора дистанции, нарушения правил проезда перекрестков и несоответствия скорости конкретным условиям.

Факторы опасности

– Когда наиболее высок риск попасть в ДТП?

   
   

– Увеличение основных показателей аварийности было отмечено в феврале, марте и апреле, хотя при этом в мае и июне снизилось число погибших. По итогам первого месяца лета у нас было минус 14 ДТП по сравнению с июнем прошлого года. Самым опасным временем суток по числу аварий является период с 16:00 до 21:00. В эти часы люди едут с работы усталыми, у них снижается концент­рация внимания, они отвлекаются от процесса управления, что приводит к ДТП. А наибольшая тяжесть последствий характерна для периода с 04:00 до 07:00 и с 22:00 до 23:00. Часто в утренние ­часы люди устают, засыпают и в результате съезжают с дороги, выезжают на полосу встречного движения. Особенно это касается тех, кто едет на дальние расстояния, из одного региона в другой. Мало кто останавливается отдохнуть, максимум заезжают на заправку выпить кофе. Как правило, в ДТП попадают люди со стажем вождения от 10 до 15 лет, которые довольно самоуверенны и идут на нарушения. Наибольшее количество ДТП совершается водителями в возрасте от 30 до 40 лет. В этой группе также отмечено наибольшее число погибших и раненых.

– Из-за чего пешеходы часто попадают под колеса?

– Очень много ДТП связано с наездами на пешеходов, в результате которых 69 человек погибли и 587 пострадали. Всего зарегистрировано 643 таких происшествия и это практически 24% от их общего количества. Примерно в каждом третьем случае виноваты сами пешеходы, но многое зависит и от водителей, часто пренебрегающих требованием снизить скорость перед «зеброй». Основные показатели аварийности по причине нарушения правил проезда пешеходных переходов выросли. Зафиксировано 236 таких ДТП, в которых 8 человек погибли и 235 были ранены. Серьезную обеспокоенность вызывает аварийность с участием средств индивидуальной мобильности, которые в нашем регионе можно использовать почти круглый год. Долго их статус вообще не был определен и лишь недавно прописали правила передвижения на них. Но часто их сознательно нарушают, например, катаются по двое и больше. За полгода зарегистрировано 79 ДТП с СИМами, что почти вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. В результате 2 человека погибли и еще 79 получили ранения.

Один из основных факторов высокой аварийности на Кубани – большой дорожный трафик.

– Кто из участников движения требует особого внимания?

– Самая уязвимая категория – это дети. Мы отмечаем рост происшествий с их учас­тием в 24 муниципалитетах. Зарегистрировано 348 ДТП, в которых 9 несовершеннолетних погибли и 368 получили ранения. Как правило, они страдают из-за взрос­лых и только в каждом четвертом происшествии виноваты сами. 40 ДТП про­изо­шли из-за детей-пешеходов, 30 – по вине малолетних водителей мототранспорта, в 11 случаях были виновны велосипедисты и в 3 – водители автомобилей. К сожалению, у нас есть дети, которые уже в 14-15 лет садятся за руль. Также я хочу выразить крик души по поводу того, что дети ездят по улицам на спортивных мотоциклах и питбайках, предназначенных для закрытых площадок. Похожая ситуация с электросамокатами. Это бич нашего региона и здесь не обойтись без участия общественности. Мы уже обращаемся к торговым организациям, продающим такую технику, беседуем с родителями, которые ее покупают детям. Проводится колоссальный ­объем работы с несовершеннолетними, но часто наши усилия разбиваются о стену непонимания взрослых, которые не пристегивают детей в машине, не пропускают на переходе и так далее.

Эффект присутствия

– Много ли у нас на дорогах пьяных водителей?

– Хочу обратить внимание на аварии по вине водителей, имевших признаки алкогольного или наркотического опьянения. По итогам шести месяцев количество таких ДТП уменьшилось на 1,5%. Пусть это и небольшое снижение, но главное, что мы не допустили роста, а число погибших по вине нетрезвых осталось на уровне прошлого года. В выходные дни аварийность с участием таких водителей значительно повышается, и мы никуда от этого не денемся. Люди отдыхают, употребляют и садятся за руль в неадекватном состоянии. Чаще всего они совершают ДТП при выезде на полосу встречного движения и по причине нарушения правил расположения транспорта на проезжей части. При этом в четверти случаев у таких нетрезвых виновников аварий отсутствуют водительские удостоверения. Многие их вообще никогда не получали и фактически являются самоучками. Это вообще отдельная категория, мина замедленного действия, которая рано или поздно взорвется. Во многих случаях единственной мерой профилактики является задержание таких нетрезвых водителей и их транспортных средств.

– Какие меры принимаются для повышения безопасности?

– Мы провели тщательный анализ ситуации в крае за последние три года, уделив внимание каждому километру дорог и каждой улице, где были аварии. Эта масштабная работа вылилась в принятие соответствующих мер. Мы максимально реагируем на обстановку путем изменения дислокации и маршрутов патрулирования. Сотрудников ДПС выставляют на самых опасных участках в наиболее аварийное время. Стараемся там обеспечить эффект присутствия нарядов ДПС, чтобы при виде их водители вспоминали о необходимости соблюдать правила. Ежедневно на основных дорогах региона дежурят десятки экипажей, при этом сейчас мы не останавливаем транспорт просто так. Основной акцент делается на выявление грубых нарушений. В зависимости от ситуации руководитель каждого подразделения Госавтоинспекции принимает меры для того, чтобы минимизировать количество ДТП и тяжесть их последствий. Подготовлено множество публикаций в СМИ, постоянно наполняется наш Телеграм-канал. Мы подходим к пику курортного сезона и в целом планируем все-таки удержать аварийность на уровне мая – июня.