В ноябре мир отмечает День просматривания старых фотографий. «АиФ-Юг» решил рассказать о тех, кто имеет к этому необычному празднику самое прямое отношение - к уже знаменитому в Краснодарском крае семейству фотографов.
«Вы сменили специальность и стали фотографом. А насколько эта профессия была престижной в советские времена?» - спросила я Владимира Семенца. «Я отвечу так - работал я в то время в Казахстане, где все кланялись аксакалам. А аксакалы кланялись мне. Почему? Потому, что я всегда с удовольствием людей «щёлкал», отдавал им снимки. В общем, относился ко всем с уважением, они отвечали мне взаимностью». Семенец-старший увлёкся фотографией 52 года назад. Сейчас ею занимаются и двое сыновей, и даже шестилетняя внучка.
Как «Лейка» перевернула судьбу
Кубанские журналисты, да и не только они, знают всех Семенцов - отца Владимира Ивановича и его сыновей - Ивана и Константина. Знают и другое: если снял кто-то из Семенцов, значит, портрет будет отличным - ставить можно хоть в газету, хоть в соцсети, хоть на Доску почёта. Самый обычный человек в объективе этих ребят становится красавцем. А всё почему? Потому что фото мастера боится.
А начался роман с фотографией у главы семьи больше полувека назад.
«Вообще-то я по специальности энергетик, - говорит Владимир Иванович. - Работал на ЗИПе. А фотоаппарат попал мне в руки в 1967 году. Брат дал на время. Он был совсем простенький, что-то вроде военной «Лейки». Я сутки не выпускал его из рук - всё снимал и снимал. Конечно же, потом вернул его родственнику. Но тогда же понял, без фотоаппарата больше обходиться не смогу. Купил ФЭД-2 и больше с ним не расставался. Кстати, отправился с ним в армию. У всех похожие штуки отобрали, а мне почему-то разрешили. Правда, командир поставил условие: «Фотографируй всех солдат, и карточки посылай родителям. Чтобы они видели, чем их сыновья заняты и не переживали».
«Ты сними, сними меня, фотограф!»
Сегодня фотографом мнит себя любой человек, имеющий смартфон. Да и способов, чтобы о тебе узнали, - масса. Завёл собственный блог, разместил снимки в Инстаграм или другой социальной сети, и вот уже считаешь себя известным специалистом. Но что такое настоящее признание, понимают только избранные. Например, все Семенцы снимали и снимают первых лиц.
Ваня - в Краснодарском крае. Костя - в Москве и Московской области. А Владимир Иванович - в своё время в Казахстане. Как это получилось? Просто их работы когда-то заметили. Каждый хочет выглядеть на снимках, которые чуть ли не ежедневно размещают в разных газетах, хорошо. А хорошо снимают только мастера.
Кстати, в Казахстан старший Семенец попал ещё в советские времена - на секретный объект, связанный с освоением нефти и газа, в качестве энергетика. Но, отправившись в дальнюю и долгую командировку (семья прожила там много лет), не забыл взять с собой фотоаппарат.
«Гостей и делегаций на том объекте принимали много, - вспоминает Владимир Иванович. - А уж руководство из Москвы наезжало постоянно. И вот каждый раз, после приезда высокого начальства, надо было изготовить буклет. Днём всех снимал, а ночью проявлял плёнки, печатал фотографии и клеил альбом. Помогала супруга, она всю жизнь поддерживала меня во всем, и в этом увлечении тоже. Сейчас такая техника, что сделать коллаж не составляет никакого труда. А тогда всё делалось с помощью ножниц и клея. Тем не менее, всё успевал - утром гостям вручал готовые буклеты, и все были довольны».
По словам Ивана, даже сегодня, когда техника на грани фантастики, такое сделать не каждому под силу.
«Я с детства наблюдал за отцом, но этот подвиг повторить вряд ли смогу», - говорит Ваня.
За увеличителем - за границу
Ещё одним ноу-хау Владимира Семенца были фото высотой в 3 метра! В советские времена они производили фурор. Коллеги удивлялись, как же такое удалось. Ведь ни материалов, ни особой техники тогда не было.
«Как-то меня премировали путёвкой в Чехословакию, - рассказывает он. - Что вы думаете я оттуда привёз? Фотоувеличитель! Во-первых, он был такой здоровый, что не помещался в купе, а во-вторых, вы бы видели лица пограничников, которые нас досматривали. Правда, узнав, что это такое, весело рассмеялись и пожелали успехов».
«Глава семьи так был увлечён своим делом, что однажды ради покупки какого-то устройства продал... обручальные кольца - своё и жены.
«Как же жена на это отреагировала», - удивляюсь я.
«Да нормально! - говорит Владимир Иванович. - Она всегда мне помогала. Потом мы заработали денег и купили новые».
Кстати, фотодело всегда для Семенца было прибыльным. При том, что заказы сыпались один за другим.
«У нас дома ванная всегда была увешана плёнками, которые проявлялись, - вспоминает Иван. - А в гараже тоже куча плёнок и фотографий».
На вопрос, мечтал ли он в детстве пойти по стопам отца, Ваня пожимает плечами: «Как-то не думал об этом».
Зато ответ на этот вопрос знает отец.
«Мальчишки всегда были рядом и участвовали в процессе - и фото к коллажам вырезали, и клеили со мной. Если хотели сами что-то снять, брали любую технику, которая у нас была. Костя как-то посылал свои работы в журнал «Советское фото», и ему даже ответили. Не могу сказать, что судьба у них была предопределена, но я всегда знал, что одна профессия у них уже есть».
Напоследок спрашиваю, в чём же главный секрет портретной съёмки, и отец, и сын отвечают одинаково: нужен контакт с человеком. А вот как найти его, это уже умение каждого.
Кстати, династия Семенцов, кажется, скоро пополнится ещё одним фотографом. Дочь Ивана, шестилетняя Аня, уже увлекается этим делом.
«Она очень хорошо кадрирует снимки, - говорит папа девочки Иван. - Всегда видит, что лишнее, и смело обрезает. Видимо, тоже будет портретисткой».
Ну кто бы сомневался! Кровь, как говорится, не вода!