Память под ногами. Где находится могила основателя Екатеринодара?

Воскресенский собор в екатеринодарской Крепости (панихида по погибшим во время Кавказской войны русским воинам). 20 мая 1868 года. © / Александр Селиверстов / Из личного архивa

В 1793 года кошевой атаман Захарий Чепега приехал на казачий пост Ореховатый, один из десяти недавно поставленных на правом берегу Кубани, и провозгласил: «Здесь будет войсковой град». Через несколько месяцев пост стал Екатеринодаром.

   
   

Писатель и историк Александр Селиверстов уверен, что останки Чепеги до сих пор лежат в центре города. Где ищут прах атамана и почему важно увековечить память о нем, автор книг о прошлом и настоящем Кубани рассказал «АиФ-Юг».

Борозда стала Красной

Останки атамана Захария Чепеги лежат на территории сквера современной Детской клинической больницы Краснодара, считает историк.

«Это не научная гипотеза, а доказанный документами факт, - говорит Александр Селиверстов. – Захарий Чепега умер в 1797 году, его похоронили в центре екатеринодарской крепости, «посреде назначенного для соборной войсковой церквы места».

Внутренняя часть крепости тогда представляла собой большой плац, в центре которого стояла реликвия черноморских казаков - Троицкая войсковая походная церковь, первый казачий храм региона.

досье
Александр Владимирович Селиверстов, историк, писатель. Автор книг «Все храмы города Екатеринодара-Краснодара», «Все храмы края» в двух томах, «Белый собор на Красной улице» и др.

«По преданию, от алтаря церкви плугом пропахали борозду на север, так появилась улица Красная, - объясняет Александр Селиверстов. – В 1800-м году на этом месте заложили деревянный храм Воскресения Христова. По каким-то причинам под ним не предусмотрели каменное основание, и уже в 20-е годы XIX века начались разговоры о необходимости реконструкции здания. Генерал Дебу, например, писал: «во время сильного ветра строение скрипит, качается и на молящихся наводит ужас».

   
   
Место, на котором находился каменный Воскресенский храм, под трапезной которого 14 августа 1887 года был захоронен прах кошевого атамана ЧКВ З.А.Чепеги. 1 апреля 2018 года. Фото: Из личного архивa/ Александр Селиверстов

Простоял храм в итоге до начала 1879 года, а через несколько лет на его месте решили возвести каменную церковь. Во время разбора старого здания нашли деревянные гробы именитых кубанцев, в том числе, Захария Чепеги.

«При закладке фундамента нового храма прах четырех исторических деятелей: основателя города Чепеги, войскового атамана Тимофея Котляревского, протоиерея Романа Порохни и полковника Алексея Высочина перезахоронили, - продолжает историк. – Для них соорудили склепы, которые оказались под трапезной новой церкви. Перезахоронение подробно описал его непосредственный участник, войсковой старшина Вареник, который и пожертвовал для Чепеги свой гроб. Собственно, из этого свидетельства мы и знаем точное место захоронения».

Судьба храма

Каменный Воскресенский храм простоял меньше деревянного – летом 1930 года церковь разрушили. То, что осталось на его месте, попало на аэрофотосъемку немецких летчиков. По фото, историческим документам, современным космическим картам, историк выяснил место захоронения. Сейчас в этом районе находится сквер Детской краевой клинической больницы, причем там, где предположительно находился храм, даже деревья не растут. Александр Селиверстов предполагает, что из-за остатков фундамента, которые не дают развиваться корням.

Каменная церковь, под которой был похоронен атаман, простояла меньше деревянной. Ее разрушили в 1930 году.

С 2017 года историк пытается инициировать раскопки, но пока безрезультатно. Хотя археологические раскопки могли бы установить судьбу захоронения основателя города. Ведь хоронили его в «...в синем казакине со стеклянными пуговицами и богатым персидским парчовым поясом».

Каменный Воскресенский храм, на месте предыдущего деревянного, над захоронениями З. А. Чепеги и его сподвижников. Годы Гражданской войны. Фото: Из личного архивa/ Александр Селиверстов

«Любой археолог знает, что стекло под землей сохраняется неограниченное количество времени – в частности, по этим пуговицам и можно было бы определить, какое из четырех захоронений под трапезной принадлежит именно Чепеге», - говорит историк.

Провести раскопки пока не получилось, но в 2024 году с помощью ученых-геофизиков КубГУ удалось просканировать землю на месте предполагаемого захоронения. Предварительные результаты исследования противоречивы. Там, где предполагали найти остов храма, прибор ничего не разглядел. Есть версия, что остатки церкви, а вместе с ними и прах атамана, переворошили во время возведения детской больницы в 70-е годы прошлого века. Предположение подтверждает черно-белая фотография стройки, на которой в вырытой траншее видны арочные своды, похожие на склепы.

Зато в нескольких метрах севернее предполагаемого места захоронения атамана - в самом центре Екатеринодарской крепости, на месте пересечения осей улиц Красной и Красина - подземный объект геофизики обнаружили.

«Судя по сохранившимся фотографиям, к северу от храма, если мы правильно определили его местоположение, находилось часовня над могилой Федора Бурсака, третьего войскового атамана Черноморского казачьего войска, - рассказывает Александр Селиверстов. – В общем, подземную аномалию обнаружили. Я надеюсь, что мы все-таки немного ошиблись в изначальных расчетах и там находится склеп основателя Екатеринодара. Но второй вариант – с предполагаемой могилой Бурсака – не менее важная находка».

Наш Долгорукий

Помочь выяснить правду могут только раскопки, которые не получается организовать уже восемь лет. Что заставляет историка все это время биться над увековечиванием памяти Захария Чепеги? Почему Александру Селиверстову так важно найти останки атамана, перезахоронить их?

«Это наш общий долг, потому что затоптанная могила основателя города – это просто нелепость, какая-то необъяснимая и непростительная, - считает историк. – Захарий Чепега для Краснодара – фигура ключевая, равнозначная фигуре Юрия Долгорукого для Москвы. Причем, если Чепега – неоспоримый, достоверно известный основатель Екатеринодара, то при Долгоруком Москва лишь впервые упоминается».

Еще одна причина важности увековечивания памяти Захария Чепеги заключается в том, что он, выходец из запорожских казаков, всегда оставался верным России.

План екатеринодарской Крепости, «снятый инструментально исправляющим должность младшаго землемера армии Прапорщиком Яновым». 1848 год. Фото: Из личного архивa/ Александр Селиверстов

«После бескровного, обращу внимание, упразднения Запорожской Сечи, половина сечевиков ушла в пределы Османской империи, основала Задунайскую сечь и стала воевать с Россией на стороне турок, - рассказывает Александр Селиверстов. – Черноморцы называли таких казаков неверными или турецкими запорожцами. На мой взгляд, их можно считать предвестниками бандеровцев и власовцев. Захарий Чепега же остался верным сыном своей настоящей Родины – России. Сражался за нее против иноземного врага, не жалея сил, здоровья, жизни. И умер там, куда привел свое войско, чтобы защищать новые русские рубежи».

Чепега – фигура значимая не только для Краснодара и края, по словам историка, это человек общероссийского масштаба, один из военачальников конца XVIII века, пускай и не первого ряда, сподвижник Александра Суворова. Выходит, причин, чтобы отдать дань памяти атаману, предостаточно.

«Да и не по-христиански это – мириться с фактом, что в самом центре города у нас затоптанные могилы основателя города и его соратников, людей, о которых мы читаем в исторических книгах, - считает Александр Селиверстов. – Лучший вариант, считаю, – найти прах Чепеги, других исторических личностей, упокоить на том же месте в восстановленных склепах и соорудить над ними часовню-усыпальницу».

Есть и прикладная задача – дело в том, что не сохранилось ни одного изображения атамана. Если во время раскопок удастся обнаружить череп основателя Екатеринодара, то по методу академика Михаила Герасимова можно восстановить внешность Захария Чепеги. И узнать не только где похоронен, но и как выглядел человек, определивший место расположения двухмиллионного мегаполиса.