Многие забыли, что изначально 8 Марта праздновали как день солидарности женщин в борьбе за равные права. Прошёл век, многое изменилось, но до настоящего равноправия, считает кандидат политических наук Анна Гнедаш, ещё далеко. О том, где проявляется неравенство полов и почему гендерные стереотипы до сих пор распространены в обществе, учёная рассказала «АиФ-Юг».
Возможности для каждого
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Анна Александровна, в чём в современном мире проявляется гендерное неравенство? Как показать его, особенно человеку, сомневающемуся в том, что такая проблема вообще существует?
Анна Гнедаш: Сложно что-то доказать тому, кто не видит проблемы. Но если обратимся к статистике, то увидим явный перекос. Например, существуют гендерные пирамиды во власти - чем выше уровень, тем меньше женщин. Такая ситуация не только в государственных, но и в коммерческих структурах. Некоторые могут задаться вопросом: «Может, система так складывается, потому что женщины менее способны к управлению?» Нет, напротив, гендерные пирамиды появляются из-за ошибочного убеждения, что женщины менее склонны управлять коллективом, более направлены в семейную сферу.
Ещё один наглядный пример неравенства - при трудоустройстве из двух равных по всем показателям кандидатов работодатель охотнее выберет мужчину. Потому что предполагает, молодая женщина скоро родит ребёнка и уйдёт в декретный отпуск. Такие стереотипы настолько жёстко регулируют то, как мы воспринимаем других людей, что со временем мы полностью попадаем под их влияние. Так что сейчас надо больше бороться со стереотипами и предубеждениями.
Гендерное равенство важно для государства. Когда все граждане могут реализовать свой потенциал: экономический, творческий и т.д., то страна получает профессионалов в каждой области, новые открытия, культурные артефакты. Если равных прав нет, то женщина с талантом в математике, к примеру, не сможет получить образование, заниматься наукой и разработать важное изобретение.
- Но ведь возможности зависят не только от пола - в далёкой деревне сложнее получить хорошее образование, чем в большом городе. Человеку из бедной семьи тяжелее добиться чего-то в жизни, чем из обеспеченной. И так далее?
- Всё так. Но учёные уверены, что именно гендерное неравенство считается базовым. И оно может усугубляться экономическим, возрастным и другим видом неравенства. Не зря американские коллеги говорят, что в их обществе тяжелее всего чернокожей пожилой женщине.
Обманчивая традиция
- Чем плохи традиционные образы: «мужчина - добытчик, женщина - хранительница очага»?
- Когда меня об этом спрашивают, я в ответ прошу назвать исторический период, когда мужчина был добытчиком, а женщина - хранительницей очага. При первобытнообщинном строе охотились все: и мужчины, и женщины. Крестьяне в XIX век трудились вместе - женщина рожала на поле, клала малыша в косынку, привязывала под грудью и продолжала работать. У дворян детьми занимались гувернёры, мамы при всём желании не могли ничему научить, потому что ещё не получили право на образование. В советской семье работали оба. В истории не было такого периода, когда мужчина работал, а женщина занималась домом и образованием детей. Само это воззрение появилось недавно, в 1970-1980-х годах, когда начал формироваться класс относительно богатых людей. XX и XXI века показывают, что наиболее устойчива семья, в которой работают оба супруга. В современной цифровой экономике вообще сложно быть домохозяйкой - для этого муж должен приносить двойной доход. В многодетных семьях женщина физически не успевает работать: одного - в ясли, второго - в школу, третьего - на тренировку и т.д.
- Какие ещё гендерные стереотипы распространены в нашем обществе?
- Студенты порой говорят мне, мол, женщины менее склонны к изобретениям, творчеству, среди них меньше художников, поэтов, музыкантов. Я отвечаю: «Может, дело в том, что у женщин долгое время не было условий для самовыражения? Может, стоит смотреть с другой стороны - даже в существовавших раньше жёстких условиях им удавалось изобретать, писать картины, сочинять музыку, романы?» Сейчас, когда ограничений намного меньше, мы видим большое количество женщин среди художников, поэтов, музыкантов, изобретателей. Множество вещей, которыми мы ежедневно пользуемся в быту, создали женщины. Посудомоечная и снегоуборочная машины, силикон, кевлар, бронежилет, мясные консервы, циркулярная пила, перископ для подводных лодок, автомобильные дворники, Wi-Fi, подгузники и т.д. Представьте, если бы всех перечисленных вещей не было? Я не говорю, что мужчины не смогли бы их придумать, но это произошло бы позднее. И сомневаюсь, что мужчина-учёный стал бы долго думать над посудомоечной машиной, так как вряд ли сам часто мыл посуду. Кстати, в таких размышлениях тоже стереотип проявляется.
- Получается, что неравенство идёт из головы, а не регламентируется законами. А откуда тогда в наших головах эти стереотипы?
- Стереотипы - это, в первую очередь, влияние культурно-исторических условий. В России женщины получили право на труд, образование, право выбирать и быть избранными чуть больше ста лет назад. В других странах этот процесс растянулся от Первой мировой до конца сороковых. Причём россиянкам повезло - если в Европе, Азии, Америке женщины боролись за право на образование, труд, в том числе после замужества, то один из первых декретов советской власти уравнял мужчин и женщин.
Работа за двоих
- Вот, казалось бы, сто лет назад власть уравняла в правах мужчин и женщин - так в чём проблема сейчас?
- Декрет о равенстве приняли потому, что молодой советской республике были нужны квалифицированные рабочие руки. Мужчин не хватало - многие погибли во время Первой мировой и Гражданской войн. Нужно было поднимать страну, позже - восстанавливать после Великой Отечественной. И только в СССР появилось такое слово, как «тунеядец» - трудиться должны были все. Тех, кто не работал, презирали. И из этого в СССР появилось то, что назвали «двойным контрактом работающей матери». Советские женщины, отработав на производстве, обязаны были дома стирать, убирать, готовить, воспитывать детей, ухаживать за стариками. Существовал стереотип, что только женщины должны делать это. Мужчина фактически исключался из бытовой жизни - кроме зарабатывания денег он мало что делал для своей семьи. В остальном мире общество не требовало от женщин быть и работницей, и матерью, не навязывало им двойной путь.
Есть советский фильм «Однажды 20 лет спустя». Героиня Ирины Муравьёвой приходит на встречу выпускников, где одноклассники рассказывают о своих достижениях, успехах на работе. Она ничем таким похвастаться не может, к ней относятся свысока. Заканчивается кино тем, что одноклассники видят десять её детей и говорят: «Молодец!» Важен баланс работы и семьи. И общественные институты помогают этот баланс поддерживать с помощью таких инструментов, как декретные отпуска, больничные по уходу за ребёнком, программа материнского капитала, наличие дошкольных учреждений. В этом плане семейная и гендерная политика в России развита хорошо. Создаются все условия, чтобы женщина не выбирала между семьёй и работой, не испытывала трудности в совмещении профессиональных и семейных обязанностей. За счёт советского опыта, который удалось дополнить современными инструментами, мы в этом плане успешней многих стран.
- Меняется ли со временем отношение людей к гендерным стереотипам?
- Конечно, раньше, например, трудно было представить, что флаг страны на Олимпиаде будет нести женщина. Сейчас это обычное дело - наш в Лондоне в 2012 году несла Мария Шарапова. В 2020 году МОК официально изменил правила - теперь с флагом будут идти спортсмен и спортсменка вместе. Другой пример - отношение к женщине-руководителю государства. Раньше таких можно было по пальцам пересчитать: Голда Меир, Индира Ганди, Маргарет Тэтчер. Сейчас женщин у руля намного больше.
Кстати, существует ещё такое понятие как гендерный разрыв в голосовании, когда за какого-либо кандидата женщины отдают существенно больше голосов, чем мужчины, благодаря чему меняется политика страны. Впервые этот феномен заметили, когда американцы выбрали Джона Кеннеди. Затем гендерный разрыв сработал на руку Биллу Клинтону, Бараку Обаме, Джастину Трюдо в Канаде, Дэвиду Кэмерону в Великобритании, Эммануэлю Макрону во Франции. Замечаем, что и за нашего президента чаще голосуют женщины.
- И последнее, когда можно будет сказать: «Всё, равноправие наступило. С дискриминацией покончено»?
- Пожалуй, когда студенты, пытаясь подловить меня, не будут спрашивать: «А назовите известную женщину-художника или музыканта?» Я-то назову. Но проблема в том, что этих фамилий нет в учебниках истории, которые фокусируются на мужчинах и их достижениях. Стереотипы сейчас подкрепляются, потому что дети учатся по книгам, в которых подчёркивается исключительно роль мужчин. Когда дети будут знать, что мужчины и женщины равны во всех сферах, тогда и наступит настоящее равенство. Потому что воспитанные на таких принципах люди будут брать на работу квалифицированных специалистов независимо от пола, возраста, цвета кожи. Но это будет ещё очень нескоро.