Пила с котенком из одной миски. Как выживали большие семьи во время войны

«Всегда очень хотелось есть», – так вспоминает свое детство 81-летняя жительница поселка Яблоновского, выросшая и уцелевшая в военное лихолетье Великой Отечественной. Галина Иванина застала в младенческом возрасте «время решающих битв» и послевоенные дни, которые были суровыми, а подчас и очень жестокими.

   
   

Воспоминаний мало в силу юного возраста, однако самые тяжелые испытания, которые легли на маленькие плечики, врезались в память на всю оставшуюся жизнь. Своей историей она поделилась с «АиФ-Юг».

«Это был естественный отбор»

Галина Ивановна родилась 15 апреля 1943 года в деревне Степаница, расположенной на окраине реки Северной Двины. Семья, если по современным меркам, была очень большая. И именно это стало одним из испытаний для маленькой девочки, желающей всеми силами победить схватку со смертью: «Я была самая младшая в семье. Нас было десять братьев и сестер. Четверых не стало, это, как говорят в народе, был естественный отбор», – рассказывает Галина Ивановна, перебирая страницы толстого фотоальбома.

На Кубань Галина Иванина переехала в 1971 году. Фото: Из личного архивa Галины Иваниной

Родителей в военное время дети почти не видели, ребята были предоставлены сами себе. Изнуряющая работа требовала много сил и времени от взрослых. Отец семейства, Иван Матвеевич, на фронт не пошел, был очень нужен в тылу, ведь в суровые годы Великой Отечественной войны с врагом билась не только армия. Жители Русского Севера, став надежным тылом для Красной армии, отдавали силы и ресурсы для фронта. «Отец мой работал начальником сплавной конторы, где мужчин днем с огнем не сыщешь», – рассказывает Галина Ивановна. Тогда доставлять заготовленный лес в Архангельск для переработки возможно было лишь по Северной Двине и ее притокам. И именно такая работа, тяжелая, требующая больше мужских сильных рук, обеспечивала нужды войны. «Мама же моя, Мария Гавриловна Раздобурдина, была дояркой в колхозе и, в силу возможностей, занималась нашим воспитанием», – вспоминает бабушка Галя.

Из-за войны еды совсем не было. Питалась тем, что оставят мои старшие брат и сестры.

«Много раз умирала от голода»

С большим ужасом вспоминает свою борьбу за жизнь Галина Иванина.

«Наша семья выживала как могла. Помню, что я очень много раз умирала от голода. Из-за войны еды совсем не было. Питалась тем, что оставят мои старшие брат и сестры. Еду для большой семьи добывали разными способами. Питались в основном только ягодами и грибами. По возможности ловили рыбу в реке. Помню, как татенька (папа – прим. ред.) сидел за веслами в лодке, а я рыбу ловила на уху, – вспоминает Галина Ивановна. – Бывало, что и с котенком из одной миски молоко пила. Как сейчас помню, лежу без сознания, лет пять мне тогда было. В этот момент приехала моя бабушка Александра. Тут я чувствую, как она начинает щупать меня за мочки ушей. Затем слышу, как мама начинает сильно плакать. А бабушка ей сразу отвечает: «Мария, не реви! Мочки толстые. Эта девка будет долго-долго жить». Какие все-таки были люди раньше мудрые!», – восхищенно подытоживает Галина Ивановна.

   
   

Оба брата дошли до Берлина

Пока семья Галины Ивановны мужественно переносила все тяготы трудного времени, добывала пропитание и старалась сохранить частичку русского быта, на защиту Родины отправились два старших брата нашей героини.

«Мои старшие братья Коля и Саша отправились воевать на фронт. Мы очень боялись, что с ними может что-то случится. Тревога была постоянная. Но оба выжили, дошли до Берлина и вернулись домой всем на большую радость. Интересно, что они дважды встречались на войне, хоть и служили в разных войсках. Коля был десантником, шесть раз прыгал с парашютом в тыл врага, неоднократно совершал вылазки на немецкую территорию, проводил разведку, захватывал «языков». Вот и вернулся в 1946 году. Саша же находился в пехоте, пришел родненький домой в 1947 году, – не скрывая нежной улыбки продолжает Галина Ивановна. – Помню хорошо, что в день, когда Коля вернулся, я лежала на нарах. Как только он зашел в дом, первый раз увидел меня и так заулыбался! Столько радости было в его глазах! До сих пор вспоминаю этот момент с большой теплотой. Очень уж любил он меня - младшенькую. И все-таки, мы - три сестры - сильно гордились своими братьями. Они служили для нас настоящим примером мужества и отваги. Наши защитники!»

«Осталась только я»

«О том, что закончилась война, мы узнали быстро, благодаря татеньке. Он постоянно читал газеты, был очень умным, – с гордостью рассказывает Галина Ивановна. – Семья у нас вообще была очень дружная, все старались друг другу помогать в это тяжелое время. Я благодарна Богу за таких родных! К сожалению, сейчас из всех детей осталась только одна я. Однако мои братья и сестры оставили после себя много прекрасных детей и внуков. Я тоже продолжаю свою родословную. Храню память и воспоминания о своих родственниках, рассказываю о них своей семье, своим пятерым внукам и правнукам».

На Кубань Галина Иванина переехала в 1971 году уже с двумя дочками-двойняшками Оксаной и Светой, где позже родился и сын Рома. Сейчас в доме всегда есть еда. Каждый день она наслаждается прогулками, знакомится с новыми людьми и с большим трепетом ждет в гости своих детей, внуков и правнуков. О будущем говорит так: «Главное, чтобы больше такого не повторилось… Пусть все будут здоровы и счастливы!»