Под стук колес. Чем транспортная полиция отличается от обычной

Транспортная полиция обеспечивает порядок на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. © / УТ МВД России по ЮФО

Будни этих полицейских заметно отличаются от службы их коллег, несмотря на принадлежность к одному ведомству и общие приоритеты. Они охраняют правопорядок в местах постоянного перемещения больших масс людей со всей страны, что сильно все усложняет. Подчас в таких условиях нелегко определить даже место совершения какой-нибудь кражи, не говоря уже о поиске конкретного преступника. О своей работе «АиФ-Юг» рассказал заместитель начальника полиции по оперативной работе управления на транспорте МВД России по ЮФО, полковник Александр Иванов.

   
   

Пути закона

Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Александр Владимирович, в чем специфика вашей службы, которая отличает транспортную полицию от обычной?

Александр Иванов: Когда в городе происходит преступление, им занимается местный отдел полиции. К примеру, при краже велосипеда участковый знает, где у него на районе живет ранее судимый, в какой ломбард могут сдать краденое, и отрабатывает все это. А у нас нет такой определенности, и в этом принципиальное отличие. Мы обеспечиваем порядок на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Допустим, человек из Владивостока через Москву прилетает в Сочи, забирает сумку и видит, что у него украли планшет. Нам сначала надо понять, где его вытащили: при сдаче вещей дома, в Москве или здесь. Мы движемся по цепочке, все проверяем. Если совершается кража в поезде, проводник сообщает о ней на ближайшую станцию, где должны успеть сесть наши сотрудники. Они работают во время следования состава, при этом не зная, сколько им придется проехать, в каком месте выйдет преступник. Получается, время очень ограничено. Но мы анализируем в каких поездах чаще происходят преступления, и берем их под сопровождение.

Фото: УТ МВД России по ЮФО

– Расскажите об основных результатах вашей работы в прошлом году.

– Главным итогом можно назвать сохранение стабильной оперативной обстановки на объектах транспорта. Общее число зарегистрированных в зоне нашего обслуживания преступлений снижено на 6%. Количество преступлений против личности сократилось на 8,5% и почти на 55% – совершенных несовершеннолетними. По итогам прошлого года у нас нет нераскрытых грабежей и разбоев. Самых распространенных преступлений – краж – стало меньше на 7,8%, при этом большинство из них мы раскрываем. Также заметно снизилось количество заведомо ложных сообщений об акте терроризма. В 2022 году после начала СВО про­изо­шло около 70 таких преступлений, и это была колоссальная проблема. Ведь каждый раз при звонке о минировании какого-нибудь вокзала задействуются большие силы полиции, кроме того это ведет к большим экономическим потерям. Слож­ность в том, что зачастую такие сообщения поступают из-за границы. Но мы с коллегами из других ведомств научились эффективнее с этим работать.

досье
Александр Владимирович Иванов окончил Краснодарский юридический институт МВД России, после чего работал на разных должностях в органах внутренних дел. Общий стаж его службы – 30 лет. В настоящее время он является заместителем начальника полиции по оперативной работе Управления на транспорте МВД России по ЮФО.
Фото: УТ МВД России по ЮФО

Гастролеры

– А часто ли вы сталкиваетесь с реальными диверсиями на объектах транспорта?

   
   

– В зоне нашего обслуживания про­изо­шло несколько попыток поджога объектов РЖД, и, опять-таки, задания поступали из-за рубежа. Совместно с сотрудниками УФСБ по Краснодарскому краю все исполнители задержаны и дали признательные показания. В основном это молодежь, которая ищет легких денег. Но если раньше эти поджоги квалифицировались как незаконная порча чужого имущества, то теперь дела возбуждают по особо тяжкой статье «диверсия» или «террористический акт», а наказание начинается от 10 лет лишения свободы. К примеру, в декабре прошлого года осудили парня, который поджег релейный шкаф. Он увидел объявление в интернете и решил заработать 10 тысяч рублей, а в итоге получил 10 лет колонии. Также мы задержали группу из пяти молодых людей, которые в конце 2022 года по заданию в мессенджере совершили попытку поджога локомотива в Краснодаре. Но огонь слабо разгорелся и его вовремя потушили. Эта же группа получила предоплату за аналогичные преступления на Кубани, после которых их всех обещали вывезти из России. Каждая попытка поджога ставится на особый контроль, и стопроцентная раскрываемость таких преступлений должна заставить задуматься.

Помогать людям – это очень здорово! Я считаю, что это работа для настоящих мужчин.

– Сложно ли бороться с перевозчиками наркотиков, которых тоже вербуют по интернету?

– Мы раскрываем порядка 70% таких преступлений. Перевозчики наркотиков – это целая каста, ведь им много платят. Но и сидят они долго, поскольку перевозят много. Вообще до начала СВО огромный поток наркотиков шел к нам с Украины, в том числе через Крымский мост, за который мы тоже отвечаем. Сейчас такого вала нет, но попытки остались. Недавно мы с коллегами из таможни и крае­во­го УФСБ перекрыли серьезный канал поставки наркотиков из Киева. Задержали несколько машин, в которых прятали по 30-40 килограммов запрещенного товара. Преступники идут на любые ухищрения, вплоть до того, что даже могут нанять инвалида и спрятать наркотики в его коляске. Расчет на то, что вызывающий сочувствие неходячий человек не привлечет наше внимание. Однажды мы задержали в аэропорту женщину, спрятавшую наркотики в ручке чемодана. Тогда нас поразило, что для отвода глаз она взяла с собой маленькую дочь. Также наркотики пересылают по почте, которая тоже в зоне нашей ответственности. Недавно в Сочи прислали кухонный комбайн, начиненный синтетикой.

Фото: УТ МВД России по ЮФО

– А как вы справляетесь с самыми распространенными преступлениями – кражами?

– Когда мы видим, что на каком-то маршруте участились похожие кражи, то начинаем работать целенаправленно. Есть целые бригады преступников, специализирующиеся на поездах. Например, этим занимались два очень обеспеченных брата с недвижимостью за границей, которых мы задержали. Они «гастролировали» по всей России, в том числе у нас. Братья приезжали на машине на маленькие станции, где один из них незаметно для проводников ночью проникал в поезда. Вагоны соединяются резиновым уплотнителем и при наличии сноровки там можно пролезть. Затем преступник в шортах и майке под видом пассажира шел по поезду и тихо открывал универсальным ключом купе, совершая кражи. Он брал только деньги и драгоценности. Но чаще всего в поездах крадут телефоны. Летом мы задержали женщину, которая с этой целью неделями каталась на поезде Анапа – Краснодар. Люди оставляют телефоны на зарядке, которые она забирала, после чего продавала на запчас­ти. А бывает и так, что сами пассажиры крадут постельное белье, пледы, подстаканники, и нам тоже приходится их искать.

Замотайте чемодан

– Дайте советы, которые помогут пассажирам избежать этих и других неприятностей в пути.

– Один из главных советов – не оставлять без присмот­ра ценные вещи и не класть их в багаж при перелете. Немало краж совершается, когда чемоданы передвигаются вне зоны видимости камер. Поэтому очень эффективная мера защиты – замотать сумку транспортировочной пленкой. При ее повреждении вы сразу это заметите, поэтому воры обычно так не делают. К сожалению, есть и другая распространенная проблема – нередко пассажиры присваивают оставленные другими людьми вещи. Например, заходит человек в туалет и забирает забытую там кем-то цепочку. В этом случае необходимо принять меры к розыску хозяина или обратиться к сотруднику полиции, работнику вокзала. Но если вы забрали себе кем-то забытую вещь и скрылись, то это уже квалифицируется как кража. Если при посадке в самолет у вас находят чужой телефон, то отговорки уже не помогут. Мы руководствуемся простым принципом. Если у человека была возможность отдать чужую вещь тому же полицейскому, но он несколько раз прошел мимо него, то он совершил кражу. Не надо считать себя умнее других.

Фото: УТ МВД России по ЮФО

– Какие слож­но­сти возникают в работе сотрудников транспортной полиции и что вас мотивирует?

– В полиции есть некомплект, о котором несколько месяцев назад сказал министр внут­рен­них дел РФ. Для решения этой проблемы надо дальше повышать престиж службы и принимать различные меры. Но это не значит, что сейчас на дежурства выходит меньше сотрудников, чем положено. У нас все на своих местах, прос­то люди чаще перерабатывают и меньше отдыхают. Особенно большая нагрузка сейчас в аэропорту Сочи, который принял на себя пассажиропотоки со всех направлений страны, а также международное сообщение. А летом и на новогодние праздники рейсов там было чуть ли не больше, чем во время Олимпиады. Тем не менее наш небольшой сочинский коллектив достойно исполняет обязанности на морально-волевых качествах. Об этом мало говорят, но многие полицейские искренне радеют за свою работу и стараются выполнять ее хорошо. Сам я служу уже тридцать лет и могу сказать, что помогать людям – это очень здорово! Я считаю, что это работа для настоящих мужчин. Хочу поздравить всех своих коллег из транспортной полиции с предстоящим праздником и пожелать им успехов в службе.