Помогали старшим, были примером. Нужны ли в России «новые» пионеры?

Анапа была столицей пионерии. © / пресс-служба администрации Анапы

19 мая отмечается 100-летие пионерского движения. И в этот день, по словам главы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нины Останиной, в нижнюю палату могут внести законопроект о создании единой детской организации. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что возрождать пионерию в России не собираются, а создается единое, неформальное общественное движение школьников и молодых людей. Журналисты «АиФ-Юг» поговорили с теми, кто был когда-то пионерами, и узнали, что это движение значило для молодежи.

   
   

В пионерии начинали карьеру

Нафсет Цику в начале 70-х годов прошлого века работала старшей пионерской вожатой в средней школе № 10 поселка Тлюстенхабль. Обычно старшими вожатыми были студенты педагогических вузов.

«В пионеры обычно принимали в третьем классе и до достижения 14 лет (далее шел комсомол), эти ребята являлись членами пионерской организации, - рассказывает Нафсет Асланчириевна. - Классы называли отрядами, которые входили в состав пионерской дружины. К слову, каждая дружина и отряд носили звание пионера-героя и школьники знали биографии этих героических ребят.

Председателем совета дружины назначался отличник - воспитанный и прилежный школьник. В общем, подросток, с которого можно было брать пример, это было очень почетно. Забегая вперед, скажу, что зачастую потом этот человек становился секретарем комсомольской организации, лидером, который мог за собой повести людей. Можно сказать, что в пионерии можно было начать карьеру.

На фото пионеры из посёлка Тлюстенхабль, начало 60-х годов прошлого века. Фото: Из личного архива/ Нафсет Цику

Что делали отряды? Мы старались занимать все свободное время школьников, чтобы они не болтались без дела. Читали книжки, ходили в походы, проводили спортивные соревнования. На мой взгляд, очень важным было то, что ребят учили состраданию, оказывать помощь слабым. Так, каждый отряд нес шефство над пожилыми одинокими людьми, ветеранами и участниками войны. Было развито тимуровское движение. Ребята помогали во дворе – тогда колонки с водой были в основном на улице – натаскивали воды, кололи дрова, ходили в магазин.

Кстати, у каждого отряда на территории был небольшой участок, где ребята выращивали овощи, цветы – то есть, с ранних лет их приучали к труду.

Были и другие воспитательные меры. Так, тех, кто себя недостойно вел, могли «пропесочить» на совете дружины. После такой «кары» пионер следующий раз сто раз подумал бы, прежде чем совершить что-то неприглядное. В крайних случаях, из пионеров исключали, и это считалось позором.

   
   

На мой взгляд, это было замечательное движение, которое воспитывало не только патриотизм, но и просто хороших людей».

В начале 70-х годов прошлого века Нафсет ЦИКу была в школе старшей пионервожатой. Фото: Из личного архива/ Нафсет Цику

Стимул своего времени

«Вспоминаю, как все дети нашего класса стремились стать пионерами. Старались хорошо учиться, исправлять плохие оценки. Нас уроки делать не заставляли, родители – деревенские – сами малограмотные были, до войны кто два, кто три года класса успели закончить… Поэтому стать пионером – это был стимул, - рассказывает житель Краснодара Владимир Ермолаев. – Меня приняли в первых рядах. Я был отличником. Комсомольцы повязывали галстук – это было такое волнительное событие и большая гордость. Попробуй без галстука в школу прийти! Всегда чистый, выглаженный. Его даже завязывали на особый узел, чтобы концы в стороны расходились – разлетались, как лепестки. Пионеры ходили по домам собирали макулатуру, по улицам – металлолом. Чем больше, тем лучше. Много добрых дел мы делали, вспоминаю и радуюсь».

А третьеклассница Разиет Хуако в 1980 году пополнила ряды пионеров пчегатлукайской школы. По ее словам, учеба ей давалась легко, поэтому в школе она была образцом для подражания. В старших классах Разиет перешла из пионеров в комсомольцы, и взяла под свое крыло младшеклассников.  

«Я была секретарем комсомольской организации. Мы были примером для учеников и принимали ребят в пионеры. В основном все дети равнялись на старшеклассников и заветной мечтой было получить красный галстук. Но бывали и случаи, когда из-за плохих оценок ребята не вступали в ряды пионеров. Помню, как долгое время я готовила одного мальчика к вступлению в ряды пионеров, но в конце четверти у него оказалась одна тройка по какому-то из предметов. Соответственно, в ряды лучших он уже не мог попасть. Конечно, он исправился в следующем году и все-таки получил заветный алый галстук, но я помню, как расстроилась, когда из-за одной оценки мой подопечный не стал пионером», - вспоминает Разиет Хуако.

Прилежных пионеров и комсомольцев из аула отправляли в летние лагеря на отдых. В числе лучших поехала в майкопский санаторий и Разиет.

«Столько лет прошло, а я до сих пор помню, как там было весело. Я очень гордилась тем, что приехала в санаторий, благодаря своим оценкам и сама заработала себе на отдых. Это ощущение стоило того, чтобы дальше продолжать учиться на «отлично», - делится Разиет.

Разиет окончила школу в рядах комсомольцев. Спустя несколько лет после этого перестали существовать пионеры и комсомольцы. Но Разиет Хуако до сих пор вспоминает о тех временах с теплотой.

Не ждали вознаграждения

Многие, кто знаком с пионерией, отзываются об этом движении с теплотой и положительно смотрят на инициативу воссоздания если не в точности, то чего-то похожего.

«Не все осталось в памяти с тех времен, но некоторые впечатления, конечно, сохранились, - рассказывает Ирина Илюшина из Темрюкского района. – В День пионерии каждый год мы жгли огромный костер на берегу нашего Таманского залива, с удовольствием водили вокруг него хороводы и громко пели песни.

У каждого класса были свои речевки и девиз. А красные галстуки мы хранили как реликвию. Хотя, не все конечно, - были и те, у кого они были совсем мятые. После школы я, кстати, этот галстук долго хранила, а вот сейчас не знаю - где он. Только комсомольский билет остался.

В пионерских лагерях тоже были отряды. А мне так не хотелось маршировать и соблюдать их требования в лагере в Анапе! Пришлось просить маму, чтоб забрала меня домой.

Всегда были ярые активисты, которые беспрерывно всех доставали из-за недостаточной активности. Благодаря этим товарищам я даже заполучила в какой-то момент комплекс неполноценности - якобы, я не такая, как все, раз не рада ходить по струнке. Да и, признаться, дружбы, среди пионеров, как таковой не было, только на словах.

А вообще сама идеология, уважение к старшим, помощь пожилым, сбор макулатуры, уборка общественных территорий – дело хорошее. Да, я скорее за возвращение пионерского движения. Ведь какие сейчас дети в школе - невозможно зайти - один мат стоит. Все сидят в телефонах, учителей посылают. У нас такого не было. Мы помогали старшим, ухаживали за памятниками. И все это «за просто так». Потому что мы могли и хотели сделать что-то нужное».

Кстати

Анапа может стать столицей новой пионерии. Мэр курорта Василий Швец поддержал инициативу создания организации, и отметил, что Анапа готова стать центральной территорией для реализации проекта.

«Анапа – Всероссийская детская здравница страны, в советские времена наш курорт носил звание пионерской республики, ведь именно у нас расположен Пионерский проспект с самым большим количеством в России детских оздоровительных лагерей. Где как не в Анапе создавать Центр нового детского движения», - подчеркнул мэр. Напомним, ежегодно детские здравницы Анапы принимают около 100 тысяч детей со всей страны.