Программисты и гуманитарии. Какие профессии будут востребованы через 10 лет

Специалисты считают одним из самых перспективных городов для создания карьеры - Сочи. © / Фотобанк pixabay.com

Россияне считают Краснодар одним из лучших городов для построения карьеры. Такие результаты исследования опубликовал на днях один из интернет-порталов по поиску работы. В тройку лидеров опроса, кроме кубанской столицы, вошли Санкт-Петербург и Москва. Почти четверть участников исследования считают Сочи перспективным городом для развития. О том, какие специалисты будут востребованы на рынке труда через десять лет, как преуспеть в карьере и как правильно презентовать себя на собеседовании, «АиФ-Юг» поговорил с руководителем агентства по подбору персонала Мариной Резник.

   
   

Приезжают в поисках работы

Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Кубань часто попадает в различные рейтинги. Например, как регион с высоким инвестиционным потенциалом, с хорошим качеством жизни. Один из последних опросов показал, что в Краснодар благоприятен для построения карьеры. Вы согласны с такими выводами?

Марина Резник: В Краснодаре благоприятная инвестиционная ситуация, поэтому здесь есть возможности для развития. Но мой опыт показывает, что успех в работе зависит не от местоположения, а от личных и профессиональных качеств. Чтобы построить хорошую карьеру, надо много трудиться, быть упорным, ответственным. Выходить за рамки своего функционала, уметь работать в команде и добиваться поставленных целей.

Краснодара всегда был более активным по сравнению со многими городами Средней полосы России, Дальнего Востока, Урала  или Сибири, к примеру. И сейчас он один из самых быстрорастущих регионов с точки зрения бизнеса. Здесь много предложений, развивается разные отрасли, есть выбор вакансий. Поэтому каждый год в край приезжают людей в поисках более комфортного проживания и работы.

- К помощи вашего агентства чаще прибегают, когда нужно найти кандидатов на руководящую должность. Руководители поменялись за последние годы?

 - Как и прежде это люди, которые умеют эффективно управлять рабочим процессом и сотрудниками, ставить задачи, контролировать их выполнение, лидировать изменения. Но изменился стиль управления. Если лет 10-15 назад он был более авторитарным, то сейчас в тренде более «бирюзовый» подход: руководители пришли к тому, что сотрудников надо мотивировать, побуждать, вовлекать в принятие решений и их реализацию.

 - Как пандемия повлияла на компании?

   
   

- Конечно, она принесла кризис в экономике. Но некоторые компании в тяжёлое время даже приросли. Например, крупные федеральные торговые сети только выросли во время пандемии, их выручка увеличилась на 30%. Мелкая розница и общепит, наоборот, просели. Руководители в этой сфере стали менее востребованными, на рынке стало меньше дистрибьюторских компаний. Медицина, и особенно лаборатории, в пандемию и после неё выросли в разы, что логично. Строительство в Краснодарском крае продолжает активно развиваться – в том числе и благодаря неослабевающему потоку желающих переехать в наш регион. Приезжие тоже формируют рынок труда, кандидатов на место становится больше.

Выросло всё, что связано с диджитал-направлением. Цифровизация сейчас во всех отраслях. Сегодня это не только системы и технологии, это и маркетинг, и финансы, и продажи, и производство, и общее управление, и работа с клиентами.

Марина Резник - профессионал в области HR-технологий, 20-летний опыт в рекрутинговых компаниях. С 2011 года руководитель агентства по подбору персонала. Фото: Из личного архива/ Марина Резник

Будущее за «диджитал»

- Во время карантина многие компании перевели коллективы на дистанционную работу. Как «удалёнка» сказалась на жизни сотрудников и работодателей?

- Работодатели поняли, что люди могут работать, не находясь в офисе, что есть системы и технологии, которые позволяют контролировать работу удаленных сотрудников,  обеспечивать качество и сроки выполнения  задач. Если до пандемии такой формат работы встречался лишь у некоторых категорий сотрудников, работающих не в офисе («айтишники», диджитал-маркетологи и т.п.), и многие работодатели шли на это неохотно, то сегодня целые отделы крупных корпораций с апреля 2020 г и до сих пор остаются на «удалёнке» и, скорее всего, уже не выйдут в офлайн. Благодаря этому подходу можно привлекать ресурсы из разных регионов, находить лучших специалистов, а специалистам, в свою очередь, строить карьеру без привязки в географическому положению. С сегодняшней дистанционкой можно работать из любой точки не только страны, но и мира.

- Какие специальности будут востребованы через пять-десять лет? Помогите определиться с выбором будущей профессии сегодняшним старшеклассникам.

- Я бы рекомендовала почитать, например, «Атлас новых профессий» . Там говорится о таких специальностях, о которых мы даже не слышали. Но они уже ждут нас за горизонтом. Поэтому с 8-9 класса надо определяться.

Мир будет другим через 10–15 лет, готовиться  к этому надо сейчас. Он будет еще более технологизированным. Уже сейчас автоматизируются многие рутинные процессы. В частности, компании массово сокращают рядовых сотрудников бухгалтерии, так как процесс обработки первичных бухгалтерских документов автоматизируется. То же самое касается, например, банковской и подобной сферы – сокращают офисы продаж и, соответственно, сотрудников фронт-офисов. Ведь основные продажи мы уже совершаем с наших гаджетов. Принцип такой - всё рутинное должны заменить технологии. Технологии наслаиваются  друг на друга, возникает синергетический эффект (сотрудничество, содействие, помощь, соучастие. Прим.Ред.). Поэтому технологии будут расти в геометрической прогрессии.

При этом, будет развиваться много социальных профессий, как ни странно это звучит в «век высоких технологий», гуманитарные специальности не исчезнут полностью. Так, будут нужны помощники людям с ограниченными возможностями – в адаптации, сопровождении, работе в Интернет-пространстве. Всё больше людей с ограниченными возможностями сейчас социализируются, они получают высшее образование, работают. Специалисты, которые будут оказывать им поддержку, будут все больше востребованы.

Во врачебной деятельности возникнет много новых профессий, особенно связанных с новыми  медицинскими технологиями, а судя по последнему году и прогнозам эпидемиологи, биологи, генетики будут востребованы.

- В эпоху роботов, машин и технологий что будет цениться?

- Те качества, которые искусственный интеллект пока не сможет заменить. Умение лидировать проекты, привлекать и мотивировать других людей, понимать сложный контекст, и как с ним работать. Например, пока ещё трудно представить, как можно автоматизировать сложный  адвокатский процесс или как заменить роботом врача высокой квалификации.

Как составить резюме?

- После карантина кто-то лишился работы и сейчас находится в поиске. Как презентовать себя на собеседовании? Каким образом составить резюме?

- Прежде всего, надо проанализировать весь свой опыт работы. Вспомнить проекты, успехи, сложные задачи. Не нужно сухо перечислять: «занимался сведением отчётности и предоставлением её в налоговые органы». Резюме нужно составить так, чтобы руководитель или рекрутер, взглянув на него 15-20 секунд, захотел изучить полностью. Важно рассказать о своих достижениях. Лучше всего презентовать свой опыт в формате «было - стало». Например, увеличил продажи на столько-то, открыл такое-то количество филиалов в стольки-то городах, минимизировал расходы на столько-то процентов за счет того-то. Пояснить, что за направление деятельности компании компаний, в которых работал, масштаб бизнеса. Подобрать подходящее фото – не унылое, как в паспорте, но и не с пляжа или с вечеринки. Вы даже не представляете, какие неуместные и даже нескромные снимки прикладывают к резюме соискатели, причём даже  уровня  финансовых директоров или руководителей отделов продаж. И, конечно, не надо обманывать в резюме. Например, если считаете, что ваш возраст может помешать вам найти хорошую работу, лучше вообще его не указывать, и это сейчас норма, чем указывать его на 10-20 лет меньше. Да, именно с таким кандидатом столкнулась сегодня на собеседовании. Мужчина, топ-менеджер из строительной отрасли, указал в резюме, что ему 36 лет, а в собеседовании по скайпу возраст, естественно, вскрылся и по внешнему виду, и по датам окончания ВУЗа и мест работы - на самом деле ему оказалось 56 лет. А ведь как говорили в одном знаменитом фильме, «маленькая ложь рождает большое недоверие» – у рекрутера, потенциального руководителя, службы безопасности возникнут большие сомнения в том, стоит ли брать такого человека на работу.

Краснодар всегда был более активным городом по сравнению со средней полосой России.

Нельзя забывать и о социальных сетях. Если человек претендует на руководящую позицию, а публикует экстремально политизированные посты, или бесконечные фото еды,  свои откровенные фото на пляже, то у работодателя могут возникнуть вопросы к нему. Если аккаунт открыт, нужно думать над каждым словом, над каждой фотографией. Соцсети – это не место для обнажения, ни физического, ни душевного. В обратную сторону это тоже работает. Если, например, потенциальный кандидат на вакансию регулярно публикует интересные обзоры по своей отрасли, и на лыжах катается, и под парусом ходит, и в день рождения его поздравляют много людей, а бывшие сотрудники пишут, что он был лучшим начальником в их жизни, то это прочитают его потенциальные работодатели, и его шансы получить хорошее место работы увеличиваются.