Путь согласия. Как на Кубани поддерживают добрососедские отношения

На фото жители селения Трехсельское, представители понтийских греков. © / Виталий Штыбин / Из личного архива

В Краснодарском крае проживает более 150 народностей. У всех своя культура, мировоззрение, язык. Тем не менее, все они на протяжении столетий мирно сосуществуют друг с другом, иногда даже перенимая традиции у своих соседей. Что именно позаимствовали народы Кубани у других, насколько жители знают свою историю и как эти знания интегрируются в современную культуру, наш разговор с этнографом, автором проекта «Путь согласия» Виталием Штыбиным. 

   
   

В чистом виде не осталось? 

Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Виталий, для начала расскажите, что за проект «Путь согласия», о чём вы в нём рассказываете? 

Фото: Из личного архива/ Виталий Штыбин

Виталий Штыбин: Проект представляет вниманию зрителей серию этнографических видеороликов, посвящённых четырём наиболее численно крупным и одной коренной этническим группам Краснодарского края - русским, армянам, украинцам, грекам и черкесам (адыгам). В 25-минутных выпусках зрители познакомятся с общими сведениями о народах и их истории в рамках Краснодарского края, историями отдельных семей, языком и песнями, фольклором, национальной кухней и самое главное - опытом межэтнического общения, добрососедства народов Кубани. 

Удивил один момент, о котором нам рассказали в интервью историки, сопровождавшие проект, - Игорь Кузнецов, доцент КубГу и Антон Зудин, сотрудник научно-исследовательского центра Кубанского казачьего хора. Оказывается, в Краснодарском крае в чистом виде нет ни русских, ни украинцев. Обе эти этнические группы просто растворились в течение XX века и сейчас представляют собой южно-русский вариант русской культуры. Объясню. Изначально в Кубанское войско, которое заселяло территорию региона в конце XVIII - начале XIX века, входили казаки -линейцы - выходцы из средней полосы России и Верхнего Дона и, собственно, черноморцы - выходцы с Украины, говорившие на суржике. Постепенно они стали смешиваться, процесс этот продолжился, когда на юг в конце XIX века хлынули освобождённые от крепостничества крестьяне со всех уголков России. Понятное дело, обрядов и традиций в чистом виде здесь уже и не найдёшь. И не покажешь. Поэтому в своих роликах мы рассказали и про линейных казаков, выходцев из России, отдельно про азовских казаков (это те же запорожцы, но они уезжали в Турцию, а потом вернулись), ну и про черноморцев. Таким образом попытались отобразить многогранность этих народов. 

Пришли с турецких берегов 

- Ещё два народа, которые являются одними из многочисленных, живущих у нас в регионе, - это армяне и греки. На протяжении того времени, что они соседствуют, появились ли общие черты в их традициях? 

- Что касается армян и греков, то сразу давайте уточним - в крае проживают армяне-амшенцы и греки - понтийцы. Надо сказать, что эти две группы нетипичны для других регионов. Греки-понтийцы - выходцы с востока Турции, они отличаются от представителей народа в классическом понимании. У них совершенно другой язык и культура. Они тысячелетиями жили в Анатолии. К слову, там же проживали западные армяне, которые также отличаются от восточных языком и культурой. Все знают про геноцид армян турками. После этого они и были вынуждены переселиться на территорию Кубани. Кстати, если вдуматься, ситуация парадоксальная. В 1864 году закончилась Кавказская война, после которой черкесы вынуждены были с побережья переселиться на равнинные земли региона, а большая часть и вовсе должна была покинуть родину и отправиться в чужие края - в Турцию. Тогда часть земель Причерноморья опустела, и их заняли амшенские армяне. Они здесь спасались. Казалось бы, неоднозначное решение. Но, впоследствии, это абсолютно не помешало добрососедским отношениям между черкесами и армянами. Например, имам Бачмиз Шхалахов не раз упоминал, что при строительстве мечетей адыгам нередко помогали армяне. Политика политикой, а выживать людям всегда помогала взаимовыручка. 

Если вернуться к культуре, то, как ни странно, очень много общего у амшенцев с понтийскими греками, с восточными турками, с курдами и даже некрасовскими казаками, жившими на территории Турции. Например, у них у всех одинаковые музыкальные инструменты, очень похожие костюмы и танцы. Их совместное проживание на востоке Турции видно невооружённым глазом.

   
   
Гурген Демирчян, амшенский армянин, житель селения Подгорного Апшеронского района. Фото: Из личного архива/ Виталий Штыбин

Не просто соседи, а кунаки 

- Коренными жителями Кубани являются адыги, и вы много исследований уделяете именно этому народу. Но они тоже делятся на межэтнические группы. С кем вы работали в этот раз? 

- Мы работали с адыгами с восточной части края - это аул Урупский Успенского района. К слову, жители этого аула по менталитету более близки к тем адыгам, что живут в Карачаево-Черкесии, соответственно, и связи все исторические и семейные оттуда. В основном, это представители племени, которое называли бесленеевцами. Они более закрытые и религиозные. Они посещают мечеть, делают намаз - соблюдают правила мусульманской религии более строго. Естественно, общаясь с жителями Урупского, интересовались тем, какие у них отношения с соседями. И вот что они ответили - у них недалеко находится станица Советская. И с давних времён, особенно старшее поколение, со станичниками связывала не просто дружба, а куначество - это почти родственные отношения. А ещё не раз приходилось слышать и от черкесов, и от казаков, что они друг другу ближе по духу, чем остальные народы, которые селились рядом. Да и на самом деле у казаков и адыгов очень много общего. И те, и другие всегда были военизированными, в том плане, что хорошо владели оружием, джигитовкой, были крепки физически. Поэтому пришлых воспринимали как пассивных крестьян. 

День памяти репрессированных казаков в станице Северской. Фото: Из личного архива/ Виталий Штыбин