«Размалёванные брови и огромная нога». Как Пушкин в стихах оскорбил актрису

Знкомые дамы нередко просили Пушкина написать стихи им в альбомы. © / Commons.wikimedia.org

Шестого июня 1799 года - день рождения великого Александра Сергеевича Пушкина. Эта дата важна для России, в нашей стране он поэт номер один и, можно сказать, основатель русского языка - такого, каким мы его знаем сегодня. Известно, что Пушкин был личностью неординарной и часто участвовал или даже был виновником резонансных мероприятий. В Краснодаре живёт Эмилия Николаевна Гавриленко (урождённая Каратыгина). Она рассказала «АиФ-Юг» необычную историю о том, как поэт стал виновником забавного светского скандала с ее родственницей.

   
   

Такая эпиграмма была бы обидна каждой

О Пушкине, казалось бы, всё давно изучено, рассказано, пушкинисты написали целые тома. Но осталось ещё то, о чём можно рассказать.

«Как-то случайно я услышала в телевизионной передаче упоминание о нелестной эпиграмме, которой Александр Сергеевич уколол одну даму (прозвучала фамилия: Колосова-Каратыгина). Я, к сожалению, услышала лишь концовку: «Размалёванные брови и огромная нога!», - рассказала Эмилия Гавриленко. - Поскольку я сама из дворянского рода Каратыгиных, разволновалась. Эта эпиграмма меня заинтриговала, и я стала её искать».

Искала долго, нашла в академическом издании сочинений А.С. Пушкина. Разыскала также сведения о происхождении этой эпиграммы. Поиски привели к большой интересной семье актёров императорских театров Санкт-Петербурга XIX века Каратыгиных. Василий Каратыгин был драматическим актёром, его брат Пётр - комиком и переводчиком пьес, их родители также были актёрами.

«Я знала о существовании этой ветви Каратыгиных давно, - продолжает Эмилия Николаевна. - Даже специально ездила в Санкт-Петербург, собрала о них материалы, посетив музеи, архивы, библиотеки. Составила генеалогическое древо, которое начинается с 1746 года (около 30 человек). Но это отдельная тема. Я же хочу рассказать о творческой связи актёров Каратыгиных с поэтом Пушкиным. Итак, Александра Михайловна Колосова (дочь известной балерины Евгении Ивановны Колосовой), Петербургская драматическая актриса, была знакома с семьёй Пушкиных. Она общалась с Александром Сергеевичем в театральных кругах, написала воспоминания о нём, а сам поэт часто посещал дом Колосовой и пользовался большим расположением самой Александры Михайловны. Она часто просила Пушкина написать стихи в её дневник. Он долго молчал, но когда она настойчиво просила исполнить свою просьбу, он написал такую эпиграмму, датированную 1819 годом.

Все пленяет нас в Эсфири:

Упоительная речь,

   
   

Поступь важная в порфире,

Кудри чёрные до плеч,

Голос нежный, взор любови,

Набеленная рука,

Размалёванные брови

И огромная нога!

Пушкин зло проехался по дебюту Колосовой в главной роли в постановке «Эсфирь» и умудрился задеть такую важную тему, как внешняя привлекательность. Конечно, такая эпиграмма была бы обидна любой женщине! Между актрисой и поэтом произошла размолвка. Колосова больше не приглашала Пушкина в дом».

Бенефис был отменён из-за траура

«Через два года поэт уже сожалел об этой эпиграмме и в письме 1822 года к Александре Михайловне попросил прощения, - делится Эмилия Николаевна. - Однако обида женщины была слишком велика. И только лишь 17 июня 1827 года при посредничестве друзей и близкого друга поэта, литературного деятеля Павла Александровича Катенина, произошла, наконец, личная встреча и примирение. То есть, с момента размолвки прошло восемь лет!

Ещё через год Александра Михайловна Колосова вышла замуж и добавила к своей фамилию мужа, став Колосовой-Каратыгиной. Избранником её стал коллега по цеху - Василий Андреевич Каратыгин, который чуть позже, с 1832 года, стал ведущим актёром-трагиком Петербургского Александрийского театра. Он был первым исполнителем Чацкого, Дон-Жуана, Арбенина, огромную славу ему принесла роль Гамлета. Он был «звездой» в театральном мире своего времени. Его любил Николай Первый.

Пушкин высоко ценил талант Каратыгина, подружился с ним, с 1827 года они состояли в постоянной переписке. Однако то ли молодому мужу было обидно за оскорбление, некогда нанесённое его супруге, или же он был откровенен... Третьим лицами он о творчестве Пушкина высказывал нелестные замечания. В одном из писем Катенину Каратыгин отозвался о «Полтаве» и о «Борисе Годунове» не иначе как «галиматья в Шекспировском духе». Тем не менее, доброжелательность и открытость Пушкина одержали победу. Дружба крепла. В начале 1830 года поэт читал Каратыгину «Бориса Годунова» и просил исполнить сцену у фонтана, а ещё подарил ему рукопись пьесы «Скупой рыцарь» для бенефиса, который так и не состоялся. Актёр отменил его из-за траура в связи со смертью поэта.

Известно, что по приглашению Натальи Николаевны Пушкиной Василий Андреевич Каратыгин и его супруга Александра Михайловна Колосова-Каратыгина присутствовали на отпевании поэта.

«Я думал о нём, как о родном», - так сказал Василий Андреевич, прощаясь с другом».

Лишён дворянства за убийство в порыве гнева

Эмилия Гавриленко не имеет прямых доказательств своего родства с Кратыгиными-актёрами. Родилась она в Хабаровске, основателем её рода был бывший каторжник.

Леонид Каратыгин родился в 1866 году в городе Санкт-Петербурге в дворянской семье, учился в Высшем военном инженерном училище. «За убийство человека в порыве гнева» был лишён дворянства, наследства и отправлен на каторгу на Сахалин. Было ему в ту пору 20 лет.

Кстати, Василий Андреевич Каратыгин жизнь прожил недолгую, он скончался в 1853 году в возрасте 51 года. А вот Александра Михайловна Колосова-Каратыгина прожила 84 года, скончавшись в 1886 году. Теоретически дворяне, носящие одну фамилию, живущие в одном городе, скорее всего родственники. В таком случае, Леонид Каратыгин наверняка не раз общался с пожилой актрисой, которую когда-то обидел Пушкин, а потом просил прощения.

После каторги путь Леонида Каратыгина (деда Эмилии Николаевны) лежал на золотые прииски в верховьях Амура. Он неплохо обосновался в городе Зея, дела пошли в гору, информация о нём хранится в музее золотопромышленников.

«Моя эпитафия »
Пушкин не так уж редко писал эпиграммы злые и обидные. Не щадил мужчин, женщин и самого царя. Для себя он приберёг... эпитафию. Причём задолго до того, как стал знаменитым. В 1815 году поэту исполнилось 16 лет. «Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, с любовью, леностью провёл весёлый век. Не делал доброго, однако ж был душою. Ей-богу, добрый человек».

«Ещё до революции он добивался, чтобы ему выдали чистый паспорт, мечтал вернуться в Санкт-Петербург, но существовало предписание, запрещавшее ему въезд в обе столицы. Переехать он смог лишь в 1920-е годы. Упоминать о дворянском происхождении уже было опасно. Восстанавливать старые родственные связи также не имело смысла. У меня не получается соединить деда с теми самыми Каратыгиными. Просто не хватает информации», - говорит женщина.