«Всё началось с Пашковки». Расскажи о любимом месте Краснодара

Парк 40-летия Победы (нынешний Солнечный остров). © / Наталия Светашева / Из личного архива

Мы вспоминаем знаковые места, не обязательно общеизвестные и популярные среди горожан. У каждого есть «точки», с которыми связаны определённые моменты. Потому присылайте свои рассказы о местах города, которые ассоциируются с какими-то событиями вашей жизни. Мы в свою очередь опубликуем их на нашем сайте и наградим победителей. Самые интересные истории «АиФ-Юг» опубликует на сайте, а победители (по результатам рандомного выбора) обязательно получат подарки. Свой проект мы проводим при партнёрской поддержке представительства Союза российских писателей в Краснодарском крае. Глава представительства Лариса Новосельская также вручит призы лучшим авторам. Все истории можно прочесть здесь.

   
   

«Города – это люди, которые в них живут»

«Что для меня Краснодар? У меня своя история долгих и трогательных отношений с ним, - пишет Наталия Светашева. - И похожа эта история на роман, начавшийся много лет назад, в прошлом ни к чему не приведший, длящийся уже очень долго и вдруг вспыхнувший с новой силой. Впервые всё случилось, наверное, в Пашковке, в моей юности, а стало очевидным для всех, и для меня самой, совсем недавно.

В моём детстве было три города: Ленинск, где я родилась и жила с родителями, его сейчас называют Байконуром, Кривой Рог, в нем жила семья моего дяди, и Краснодар, рядом с которым, в станице, был дом одной из моих бабушек. Конечно, когда-то я узнала, что есть и другие города, но эти три были и есть в моём сердце. Но представьте, на родину – часть Казахстана, закрытую от кого попало, я сегодня даже съездить не могу. Кривой Рог тоже оказался в другом государстве. А Краснодар постепенно собрал всю мою большую семью: рядом с бабушкой в девяностых обосновались мои родители, моя сестра со своим мужем и потом уже родились все мои племянники. Я, правда, долгое время жила в Новосибирске. И я не зря там так долго жила. Но обо всём по порядку.

Какой я помню столицу Кубани периода моего детства? Хорошей, праздничной и щедрой, как моя тётя. Я бывала в Краснодаре летом, когда фруктов здесь море, а запахи отовсюду, когда жарко и можно проводить у воды каждый день, когда вся семья в сборе и родители не спешат на работу. Но однажды, уже подростком, я приехала в Краснодар со знакомыми, и какое-то время гостила у своей тёти, маминой сестры, она к тому времени вышла замуж и жила в Пашковке. Тогда я и влюбилась в город, по тем моим меркам большой и колоритный. Мы гуляли по Красной и в парке 40-летия Победы. У обувщика-грека на Кооперативном рынке мы заказывали модные сабо на деревянной подошве с заклёпками. Когда они были готовы и я надела их – с огромным каблуком, на платформе – весь мир будто уменьшился: так высоко я поднялась! Гулять в них было не очень удобно, но я гуляла. Завершением образа модной девушки стали подаренные тётей белые «джинсы-клёши». Вообще-то, они были мне маловаты, натянув их, я не могла ни согнуться, ни разогнуться, но восторженные взгляды с разных сторон убедили: штаны надо носить. В беспощадный летний зной я с трудом, но с удовольствием натягивала их на себя. А тётина щедрость была тут же мною перенесена на весь Краснодар: говорят ведь, что города – это люди, которые в них живут».

Мистический круг

«Я не стала поступать в Кубанский государственный университет, хотя он мне очень нравился, - продолжает Наталия. - Чем нравился? А не знаю. Может быть, фасадом главного корпуса, а может быть, своим местоположением – он находился на прекрасной улице Карла Либкнехта, которую потом переименовали в Ставропольскую. Я и сегодня ею восторгаюсь.

Я поступила в такой же вот вуз в далёкой Сибири, закружилась в скоростях и ритмах студенческой жизни и стала привыкать к другому большому городу, а в Краснодар приехала только через несколько лет, когда здесь стали жить мои мама и папа. И потом уже я бывала регулярно. Из аэропорта я проезжала через весь город, а встречали и провожали меня яркие и будто всегда зелёные Пашковка и Ставропольская, Ставропольская и Пашковка. С сестрой мы опять и опять гуляли по Красной: на трамвае доезжали до улицы Горького, выходили и шли до Центрального дома книги и дальше. По дороге заходили в магазинчики и магазины, покупали какую-нибудь ерунду, обязательно – пирожки, стояли в очереди за очень вкусным печеньем из Тимашевска и, кажется, совсем ни о чём не переживали… Случалось и вовсе забавное: как-то мы всей большой семьёй, нарядные и красивые, поехали на карусели, в трамвае мимо меня к выходу прошёл мужчина с цветами в ведре (наверное, он ехал с дачи), потом он вдруг остановился, развернулся, вытащил цветы, протянул их мне и тут же на остановке вышел из вагона. «Откуда ты его знаешь?» – спросила мама, а я его совсем не знала и цветы, очевидно же, он вручил мне просто так.    
   

Какая-то невероятная лёгкость стала для меня определённым символом Краснодара, хотя в самом городе и крае – и, конечно, у меня тоже – хватало проблем.

Я вышла замуж за сибиряка. Наверное, я бы так и не смогла уговорить его переехать в Краснодар, поближе к моей родне, но не стало его мамы – и мы как-то осиротели. Папа мужа умер совсем давно, я с ним не была знакома. Была ещё тётя мужа, с которой мы поделились планами на переезд. Она и рассказала нам, что вся их семья родом из Краснодара. Дед моего мужа в годы Великой Отечественной войны служил командиром танковой роты, а бабушка вместе с двумя дочерьми находилась в оккупированном городе. И жили они совсем недалеко от университета, который мне так нравился и в котором сейчас уже учится наша дочь. Дом их был на улице Айвазовского. Переезд части семьи в Сибирь – отдельная мелодраматическая история, я не буду её рассказывать здесь. Здесь важно другое: мы теперь в Краснодаре. Невероятным образом моя жизнь и жизнь близких мне людей сделала какой-то мистический круг и вернула всех нас в точку максимального благоприятствования. Так мне кажется и так мне видится. А вы спрашиваете, что для меня Краснодар!».

Присылайте свои воспоминания на почту red-aif-kuban@mail.ru и получайте подарки!