Самокаты вне закона? Нужно ли под них менять ПДД

В Краснодарский край пришло тепло, а вместе с ним на улицах появилась масса людей на электрических самокатах - и на собственных, и на взятых в прокат. После несчастных случаев власти озаботились вопросом - как регулировать движение на электрических транспортных средствах.

   
   

Травмы и смерти

В прошлом году в России произошло 331 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, шесть человек в них погибли. В Краснодарском крае инцидентов с электросамокатами немало - погода благоприятная, туристы часто арендуют этот вид транспорта. В итоге в 2020-м на Кубани погибли двое детей и один взрослый, они переезжали пешеходные переходы не спешиваясь. Происшествий с травмами ещё больше, причём не только на дороге. В прошлом году в парке Краснодар 12-летний подросток на арендованном электросамокате врезался в бетонное ограждение и получил тяжёлые травмы. Причём произошло это уже после запрета на катание в этом месте, введённого в июне 2020-го. На днях под колёса электросамоката попал депутат Городской думы Краснодара Александр Сафронов.

«Вышли после мероприятия, но не успели пройти и 100 метров, как сзади в нас врезался мужчина на электросамокате, - написал они в социальной сети. - И это он ещё успел притормозить. На ноге здоровущий синяк, а в голове осознание, что надо поскорее вводить самокаты в правовое поле и ограничивать предельную скорость».

«Во многих странах ограничена скорость движения электросамокатов, - привёл пример мэр Краснодара Евгений Первышов. - В Германии, Италии и Франции запрещено гонять по тротуарам. Где-то за музыку в наушниках штрафуют. А в Англии вообще запрещено на них ездить, кроме частных территорий. В Москве тоже пытаются решить эту проблему, но сходятся во мнении, что без внесения изменений в правила дорожного движения решить вопрос полноценно не получится. И в Краснодаре давно назрел вопрос регулирования движения самокатов. Они становятся полноценными участниками движения на дорогах, передвигаясь на высокой скорости, и угрозой для прохожих на тротуарах. Необходимо скорейшее внесение изменений в ПДД для урегулирования вопроса на федеральном уровне».

По правилам - пешеход

Что представляет собой электрический самокат по нынешним правилам дорожного движения?

«Это средство индивидуальной мобильности, - рассказал «АиФ-Юг» старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по Краснодару ст. лейтенант полиции Владимир Петраков. - По ПДД он относится к пешеходам. Соответственно, человек на самокате должен ориентироваться на правила для пешеходов и ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам по направлению движения. Ни в коем случае не по проезжей части, это будет нарушением ПДД. Далее, если у электросамоката мощность выше 0,25 киловатт, это равносильно управлению мопедом. В прошлом году сотрудники ДПС оформляли человека, который управлял самокатом с большой мощностью в состоянии алкогольного опьянения. В таком случае можно лишиться водительского удостоверения. Детям до 16 лет не рекомендовано управлять самокатом с мощностью от 0,25 киловатт. Какой мощности прокатные электросамокаты в Краснодаре - неизвестно. Маркировки при визуальном осмотре на них не обнаружено. Нормы существующего законодательства в настоящее время не позволяют обязать арендодателей самокатов указывать данную информацию».

В Москве и Санкт-Петербурге уже ввели ограничения скорости для самокатов.
   
   

В отдельных регионах уже начали сами регулировать самокатный вопрос - хотя бы на уровне фирм, организующих их аренду. Например, власти Санкт-Петербурга договорились с ними об ограничении предельной скорости электросамокатов 15 км/ч. Разрешённый лимит в Москве - до 25 км/ч. Ещё в 2019 году Минтранс предложил поправки в ПДД о «средствах индивидуальной мобильности», к которым относятся и электросамокаты. Однако проект сочли недоработанным и не внесли Госдуму. Различные предложения по теме высказывали общественные и экспертные организации, единого подхода пока нет. При этом правила передвижения для электросамокатов уже приняты во многих других странах. А пока чётких правил нет, появляется серая зона - на мощных транспортных средствах без маркировки можно гонять по тротуарам, мешая всем вокруг. А на слабых самокатах, меньше 0,25 киловатт, выезжают на дороги с автомобилями.