О кризисе семьи в последнее время говорят всё чаще. На юге России это особенно «больная» тема. По статистике ЗАГС, разводом заканчивается едва ли не каждый второй брак. Одна из причин в том, что изменилось понимание счастья. В старые времена его строили с оглядкой на мнение общества, и главным элементом считалась семья. Сегодня, по мнению кандидата исторических наук Игоря Васильева, «старая» модель счастья вступает в пору ренессанса.
Умный, но бедный
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Игорь Юрьевич, почему в контексте «счастье» в казачьем фольклоре в первую очередь упоминается семья?
Игорь Васильев: В традиционной казачьей семье, если она приближалась к идеалу счастливого семейства, все соответствовали своим половозрастным ролям. К родителям обращались на «вы». Отца называли «папа», «батя», мать - «мама», к старшей сестре - «нянька» (в большой семье девочка играла огромную роль в уходе за маленькими). Младшие подчинялись старшим, помогали, делали с это с душой. Важны были материальный достаток, репутация.
- Фраза «Если ты умный, то почему такой бедный» была актуальна и 200 лет назад? Правда ли, что казаки не уважали бедных?
- Казачье общество нетерпимо было к лодырям, пьяницам и неумехам. Если человек по этим причинам был беден, его могли презирать. Могли выселить из станицы. Например, в 1873 году общество станицы Переправной на Кубани обратилось к баталпашинскому уездному начальству с просьбой «определить на содержание в исправительное учреждение» окончательно спившегося казака Голикова. Ранее общество принимало меры для его исправления. Голикова определяли в зятья к казаку, не имевшему сыновей, отдавали под надзор станичникам, бравшим его в работники... Не помогло.
- Но ведь бывает бедность по уважительным причинам?
- Конечно, и это совсем другое дело. Земельные паи выделялись семье на сыновей, а именно земля давала пропитание. Казак мог быть беден, если у него рождались только дочери. Ему сочувствовали, давали в долг на льготных условиях. Если с казачьей семьёй случалось несчастье, например, она теряла имущество в пожаре, в стихийном бедствии, то станичное общество, родные и соседи немедленно организовывали «скорую помощь», помогали, как раньше говорили, «всем миром».
Кто «выпячивается»
- Известно, что в «старой» казачьей семье главным был мужчина. А почему не женщина - жена, мать, хозяйка?
- Основой благосостояния были не домашние, а полевые работы, скотоводство. Поэтому мужчина, как более сильный, был «главнее». Он должен был быть достаточно крепок и здоров для того, чтобы нести службу, заниматься хозяйством, решением семейных проблем. Главой семьи могла стать и казачка, но вынужденно. В случае если муж умер или погиб. И она в одиночку «поднимала» детей. Вообще, в старые времена, женщины «не выпячивались», это осуждалось. Ценилась и была востребована в девушках и женщинах внешняя и внутренняя опрятность, целомудрие. Казачки берегли свою честь, рождение внебрачного ребёнка было редкостью. Если такое всё же случалось, парни собирались у дома «позорницы», свистели, орали, сквернословили, пели неприличные песни, забрасывали дом камнями, а иногда даже избивали заступавшихся за женщину родственников и соседей. Как известно, к зачатию причастны два человека. Спрашивали в большей степени с женщины, но и с мужчины - тоже. Также молодёжь, и в особенности родственники, могли спросить и с того, кто «позорил». Так, очень жёстко сохранялись семейные ценности. Способствовали этому и невероятные трудности с разводом.
- Но если муж с женой не сошлись характерами, разве это не дело двоих - решение о расторжении отношений?
- Сто-двести лет назад разводы, мягко говоря, не были в моде. Редкостью они перестали быть ближе к концу XX столетия. До революции развод для православных был возможен, но не реален. Причины должны были быть вескими: «прелюбодеяние», «безвестное отсутствие» и «неспособность к брачному сожитию». Решение (далеко не всегда положительное) принималось духовной консисторией при епархиях и утверждалось Святейшим Синодом.
- Всё-таки были такие случаи?
- Единичные, о которых мало достоверных свидетельств. На развод люди не решались главным образом потому, что для обоих супругов он становился тяжёлым, часто непоправимым ударом по репутации. Разводившиеся публично выставляли напоказ не только свои грехи, но и неумение договариваться друг с другом. Разногласия внутри семьи в общем понимании были недостаточным аргументом к тому, чтобы её рушить. Отсюда такая острая реакция и на разводы, и на внебрачные связи.
«Первая баба-геройка»
- Почему чужому мнению - что люди скажут или подумают - придавалось такое огромное значение?
- Люди многое делали сообща, зависели от поддержки других. Например, когда строилась саманная хата, соседи, родственники, друзья приходили помогать месить глину. Совершенно бесплатно, но при условии: хозяин и его родня должны были пользоваться в станице уважением.
Для поддержания репутации было крайне важно уметь держать слово, вовремя отдавать долги. Если казак давал в долг, то обычно делал «для памяти» зарубку на деревянной поверхности. Были случаи, когда должник не мог расплатиться, а кредитор решал его простить и счистить зарубку. Должник умолял не счищать, не прощать! Это был позор - прослыть несостоятельным. Казак, ведущий традиционный образ жизни, должен был ощущать, что он «люб» обществу. Для этого его личные достижения должны были совпадать с общепринятыми ценностями. Уважались рачительность, храбрость, боевые награды как свидетельство проявленной доблести. Чины ценились - офицерские и унтер-офицерские. Кстати, воинская система ценностей не обошла стороной и женщин. В начале XIX века, во время нападения горцев на Полтавский курень, казачка Ульяна Линская утопила одного из нападавших в бочке с квасом. Ульяну чествовали как «первую бабу-геройку».
- Как после революции менялись приоритеты, определяющие счастье, в какой момент семья в этом контексте ушла на второй план?
- Индустриализация и урбанизация XIX - XX веков существенно подорвали институт семьи во всех промышленно-развитых странах мира. Россия не исключение, Кубань, пережившая кровавое расказачивание, тем более. Если обозначить пунктиром, то всю первую половину ХХ века счастьем была сама жизнь. Наверное, нет семьи на юге, которой бы не коснулись голод, репрессии, война. Но вот когда мирная жизнь стала налаживаться, Гагарин полетел в космос, значимой стала самореализация - профессиональная и творческая. Основные материальные потребности для большинства были, наконец, обеспечены, пусть и на достаточно скромном уровне. Профессиональные достижения, чем бы ни был занят человек, были важны для страны. Вспомните социалистическое соревнование, доски почёта. 20-30 лет назад приоритетным было материальное благосостояние, что объяснимо. После распада СССР люди стали стремиться к дотоле малодоступному обогащению, обретению символов роскоши. Сервиз «Мадонна», кроссовки, кожаная куртка, машина «девятка», а потом и «мерседесы», «БМВ».
- И сегодня все хотят быть богатыми, разве нет?
- Люди не хотят быть нищими, а это несколько другое. Сейчас многие, в том числе молодые, считают, что достижение материального богатства сопряжено с чрезмерными усилиями и рисками. Поэтому многие стремятся жить в комфортной среде, поддержание которой не требует стяжательства и сверхусилий. На мой взгляд, обозначился тренд - нанофутуризм - стиль жизни, основанный на минимализме, многофункциональности, простоте. Возможно, это парадоксально, но я убеждён, что именно сегодня, с огромным количеством разводов и неполных семей, мы имеем шанс вернуться к старой модели «традиционной счастливой семьи». Индивидуализм, неумение строить и беречь отношения сегодня делает людей уязвимыми. «Старая», простая, понятная и логичная модель семьи с родовыми связями, выстроенными на принципах взаимопомощи, отлично отзывается на запросы современности.