В 2022 году по всей России, рухнули продажи новых автомобилей. Причины - резко выросшие цены, уход иностранных брендов. Зато на дорогах и площадках объявлений стали чаще встречаться авто с правым рулём, привезённые из Японии. В том, кто и как сейчас покупает машины, разбирался «АиФ-Юг».
Шило на мыло, но дороже
По данным агентства «Автостат», в этом году в России продали 625 тысяч новых автомобилей - в два с лишним раза меньше, чем в 2021-м (1 млн 536 тысяч) и в 2020-м (1 млн 486 тысяч). В Краснодарском крае показатели схожи - за 11 месяцев 2022 года на Кубани реализовали 26100 новых авто, за тот же срок прошлого года - 64300.
Краснодарец Андрей Тимохин начал копить на обновление машины три года назад, вложил в акции.
«Сейчас, с учётом упавших акций и выросших цен на машины, могу поменять старое авто только на худший вариант, - грустно шутит он. - Поэтому сейчас провёл полное ТО, починил всё, что требует ремонта, и продолжу ездить на старом Chevrolet Cruze».
Евгений Семко хотел взять автомобиль побольше - семья готовится к третьему ребёнку.
«Не так много вариантов, чтобы три детских кресла можно было установить, но определился, посчитал - оказывается, продам свою «Мазду» 2008 года, добавлю столько же и куплю машину такого же года выпуска с немаленьким пробегом, - приводит он подсчёты. - То есть поменяю шило на мыло, да ещё и в кредит. Так что пока смена машины на паузе».
И это не единичные истории - многие люди, готовившиеся менять машины, сейчас отложили покупку. Причём независимо от благосостояния. Краснодарец Сергей Колесников может себе позволить хорошее авто, до 2020 года думал поменять семиместную «Тойоту» 2014 года на что-нибудь из немецких брендов.
«А сейчас по той цене, по которой два года назад «немцы» стояли, только китайский автопром, - говорит он. - Так что пока лучше на видавшем виды японце поезжу».
Выросли в цене не только автомобили, но и запчасти и комплектующие.
«В марте менял масло в коробке, - рассказывает Евгений Семко. - Отдал 13 тысяч. Мастер говорит, приехал бы на месяц раньше - в шесть бы уложились, в два раза цена на масло выросла».
Сергей Колесников сетует, что оригинальных деталей на японский автопром даже по завышенной цене не найти.
Результаты совместного опроса нескольких банков показали, что за годы траты автовладельцев на машину с учётом топлива, страховок, техобслуживания, штрафов и прочего выросли в два раза.
Китайский поворот
Впрочем, китайские машины уже давно никого не смущают. А в этом году, после ухода из России других иностранных производителей, бренды из Поднебесной стали занимать их место. Обращали внимание, как много стало на дорогах китайских машин? По подсчётам «Автостата», если в 2019 году на долю «китайцев» в России приходилось всего 2% проданных автомобилей, то в этом году уже 25%.
Мужчина считает, что ждать нечего - машины начали резко дорожать не в 2022 году.
«Год назад, ещё до начала специальной военной операции, новый «Солярис» уже под полтора миллиона стоил, как и «Фольксваген Поло», - вспоминает он. - Хотя десять лет назад эти машины за 500-600 тысяч можно было взять. Вот такая разница - в три раза, доходы мои за это время так не выросли».
Эксперты «Автостата» считают, что дефицит автомобилей и рост цен на них - не только российская проблема. Похожая ситуация была на рынках всего мира - во время пандемии ковида нарушились логистические цепочки, в первую очередь, микроэлектроники, что сказалось и на автопроизводстве. К этому в России в феврале 2022 года добавились ещё и собственные проблемы - по политическим мотивам ушли из страны многие бренды, закрылась сборка иностранных авто на российских предприятиях. Параллельный импорт, благодаря которому у отечественных дилеров появились модели, которых раньше в России не было, от дефицита не спасает - объёмы не те.
Берут с рук
Если на рынке новых автомобилей по сравнению с прошлым годом существенный провал, то среди подержанных ситуация другая - они мало того что пользуются спросом, так ещё и заметно выросли в цене, вслед за новыми.
По данным экспертов «Авито Авто», в конце 2022-го спрос на автомобили с пробегом в Краснодаре вырос на 19% по сравнению с началом года. Средняя цена авто с пробегом в октябре-ноябре 2022 года в городе составила 950 000 рублей. Чаще всего на Кубани с рук покупают ВАЗ (LADA), вслед за отечественным автопромом расположились Toyota, Hyundai, Kia, Volkswagen.
Пользуются популярностью подержанные автомобили, привезённые из других стран, импорт машин с пробегом вырос с начала года более чем на 62%. Везут в первую очередь из Японии, на долю которой приходится до 90% импорта, Кореи, Казахстана и т.д. Если в начале нулевых «японцы» часто шли морем до Новороссийска, то сейчас их в основном гонят на автовозах или своим ходом из Владивостока.
«С нынешними ценами, я считаю, неплохой вариант, - говорит Никита Кузнецов, купивший себе машину самостоятельно. - На аукционах в Японии пробег не смотают, комплектации хорошие, состояние можно заранее отследить и выбрать нужный вариант. Ну и вопрос цены - выходит заметно дешевле, чем местные аналоги. А есть же машины, у которых аналогов нет - небольшие экономичные кей-кары, гибриды».
Друзья Никиты, оценив его опыт самостоятельной покупки, просят им помочь. Так до начала зимы он несколько раз ездил во Владивосток за машинами для них.
«Дорога непростая, но с учётом перелёта и всех трат в дороге машина выйдет на 10-15% дешевле, чем купить на месте, в Краснодаре, - объясняет мужчина. - Можно автовоз заказать - в зависимости от размера авто обойдётся от 70 тысяч и больше».
Курс не при чём
Исполнительный директор статистического агентства «Автостат» Сергей Удалов:
«Средневзвешенная цена нового автомобиля в России увеличилась с 1,57 млн рублей в 2019 году до 2,26 млн. Машины с пробегом в процентах подорожали больше - с полумиллиона в 2019-м до 880 тысяч рублей. При этом цены не коррелировались с курсами валют - не падали вслед за снижением стоимости доллара или евро.
Средневзвешенная цена рассчитывается с учётом всех машин на рынке, если раньше соотношение бюджетных и премиальных (большая немецкая тройка и т.д.) было 90 к 10, то в этом году доля премиум-класса упала до 3%. В то же время доля бюджетных авто, той же «Лады», выросла с 22% до 42%.
В 2022 году пик цен на автомобили пришёлся на февраль - март, когда люди пытались купить остатки по максимально завышенным ценам. Затем произошло некоторое падение - все, кто хотел обновить машину, сделали это. А те, кто не успел, не понимали, зачем покупать за такие деньги. Цены на автомобили с пробегом росли быстрее, потому что клиенты, покупавшие новые авто по повышенным ценам, ставили высокий ценник и на свою старую машину».
Кредит стал больше
Академик РАН, Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян:
«Причины серьёзной стагнации авторынка на поверхности. Это санкционные ограничения на поставку зарубежных комплектующих, на ввоз автомобилей, остановка ряда заводов, принадлежащих иностранным производителям, снижение спроса со стороны населения с учётом финансовых возможностей. По данным Росстата снижение реальных доходов составило 1,9% за 9 месяцев, и это ещё не вечер.
Для банковского сектора авторынок важен ещё под углом зрения автокредитования. И тенденции 2022 года таковы: за 10 месяц выдано почти полтриллиона рублей автокредитов, на 41% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сокращение объясняется ростом кредитных ставок, дефицитом самих автомобилей.
Банки придерживаются консервативного подхода в кредитовании граждан, хотя доля просроченной задолженности в сегменте автокредитования не самая высокая - -5,2%. Ещё одна тенденция уходящего года - увеличение суммы и срока автокредита. Средний срок автокредита в большинстве регионов превысил пять лет, а сумма увеличилась на 15% по сравнению с 2021 годом».