В прошлом году ВЦИОМ опубликовал данные опроса, согласно которому, среди молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет 15% респондентов не имеют ни малейшего представления о том, кем был Владимир Ульянов. Затруднилось ответить на вопрос еще 18%. Всего тогда удалось опросить 1600 респондентов.
Хотя культ Ленина стал складываться еще с 1917 года, у многих до сих пор не выходит из головы его образ скромного аскета, у которого была только одна забота - о партии. Мы решили узнать, что помнят об Ильиче наши современники.
С портретом на груди
«Сегодня, не каждый молодой человек вспомнит, кто такой Владимир Ленин. А в моей юности с детского сада все знали, что он вождь мирового пролетариата (хотя значения этого слова может и не понимали, но нам внушали, что, благодаря дедушке Ленину, мы хорошо живем, что он прогнал богатых и его усилиями в стране царит равноправие), - рассказывает Фатима Шеуджен. - В первом классе нас всех принимали в октябрята и прикалывали на грудь значок с портретом маленького Володи Ульянова (настоящая фамилия Ленина), позже мы становились пионерами, потом шли в комсомол и все время на груди был портрет великого вождя.
К слову, мы все знали, когда день рождения и день смерти Владимира Ильича. Более того, у меня даже сохранилась фотография, где на утреннике в честь дня рождения Ленина (22 апреля) я читаю стихотворение, посвященное, естественно, ему. То есть, эти даты всегда отмечались.
Ленина почитали почти как Бога. Однажды, мой очень талантливый одноклассник нарисовал портрет вождя, а учились мы тогда в первом классе, так учительница отобрала рисунок и строго сказала, что рисовать Ленина нельзя. То есть, это приравнивалось к богохульству.
Кстати, хоть и принимали нас в пионеры 19 мая, в день пионерии, но потом обязательно везли к памятнику Владимира Ильича, где мы возлагали цветы и фотографировались.
Надо сказать, что биографию вождя мы знали, чуть ли не наизусть – с самого детства и до самой кончины. Книги о его детстве казались мне очень интересными и я с удовольствием их читала – «Детство Ильича», «Мальчик из Симбирска».
Мы знали всех членов его семьи – в семье Володи Ульянова было шесть братьев и сестер, они были очень дружными (во всяком случае, так писали в книгах). Дети Ульяновы рисовали стенгазету еженедельно, мне так понравилась эта идея, что я тоже предложила своим сестрам этим заняться. В общем, маленький Ленин был примером во всем.
Правда, уже к моим 14 годам, страна поменялась, я даже в комсомол не успела вступить. Памятники Ленину начали сносить, а дела вождя осуждать. В общем, как всегда, бросились из крайности в крайность. Я не знаю, плохо было или хорошо. Это часть нашей истории и моей жизни, а, следовательно, ее надо уважать».
Детям о Ленине
«Так как я была отличницей, меня принимали в пионеры не в школе, а в музее имени Ленина. Такой чести были удостоены единицы, я очень этим гордилась, - рассказывает Елена Лопатина. – Более того, это давало мне право принимать в пионеры своих одноклассников, я повязывала им на шею красный галстук. Это было так волнительно! Заранее тренировалась дома на своих родных, чтобы узел был идеальным. Каждый год мы учили стихи, посвященные Владимиру Ильичу, и на линейке их рассказывали. Тоже было важное событие для ребят. Я старалась выучить самый длинный стих. В каждой семье была книга «Детям о Ленине», рассказы из нее мы знали наизусть. Столько лет прошло, событий, я переехала сюда из Киргизии, а все помню, будто было вчера».
«Мне было лет десять, мы поехали с родителями в Москву, пошли в Мавзолей. Очередь была несусветная. Мы простояли часа три. Обстановка в самом мавзолее была удручающая - звучала унылая музыка, сам Владимир Ильич был под стеклом. Его я особенно не запомнила, поскольку останавливаться там было нельзя. Но когда я вернулась к себе домой и рассказала одноклассникам, они мне обзавидовались, так как я была единственной, кто побывал в Мавзолее, - вспоминает Анна Зубкова. - Мое поколение, прекрасно знало, кто такой Ленин. Его обожествляли, его фотографии висели везде и во всех населенных пунктах стояли ему памятники».
Без галстука никуда
«О Ленине остались самые добрые, хорошие воспоминания, - говорит пенсионер Владимир Ермолин. - Знакомство с биографией революционера начиналось с букваря, нам рассказывали, что Ленин - наш рулевой, что он любил детей и занимался с ними, что он сделал революцию и создал нам добрую жизнь.
В первом классе нам выдавали значки-звездочки, мы назывались ленинцами. Чтобы получить такой символ, нужно было хорошо учиться, заниматься полезными делами, например, собирать металл, макулатуру. А потом ребята стремились стать пионерами. Меня приняли в первых рядах – я был отличником. Комсомольцы повязывали галстук – это такое волнительное событие и большая гордость. Попробуй без галстука в школу прийти! Всегда чистый, выглаженный. Его даже завязывали на особый узел, чтобы концы в стороны расходились – разлетались, как лепестки».
Жить, как завещал великий Ленин
«В августе 1991 года произошел путч, после которого Советский Союз фактически перестал существовать. А первого сентября того же года я, как и все, пропустил четвертый класс и сразу пошел в пятый, - рассказывает Федор Пономарев. - Именно в пятом классе в СССР бывших октябрят принимали в пионеры. Смутные воспоминания о той церемонии, с одной стороны, говорят о том, что советские ритуалы еще сохранялись. С другой – на фоне телевизионных сообщений и разговоров взрослых, они казались уже не очень уместными.
Действительно, какое там «…жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза», если со всех сторон партию обвиняют в обмане, критикуют, а про Ленина уже не только хвалебные книжки. В общем, мы, дети, хоть еще не осознавали, что на наших глазах меняется не только политический строй, но и сама страна, но чувствовали явный диссонанс между словами и происходящим на наших глазах.
Сейчас уже точно не вспомню причины, вероятнее всего, естественное детское желание не идти в ногу со всеми, но на протяжении всего пятого класса по дороге в школу я снимал пионерский галстук, повязанный мамой. Первое время учителя пытались стыдить и задавали вопросы – скорее по инерции, потому что 28 сентября 1991 года Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина была официально ликвидирована. Получается, юридически я успел побыть пионером меньше месяца. Впрочем, до нашей станицы новые веяния доходили не сразу, так что до 1992 года все пионеры еще ходили в галстуках».