Больше всего на свете я хотела бы на машине времени отправиться в прошлое. В прошлое своей семьи и родственников, посмотреть, кем они были и как они жили. Сделать зарисовки и фотографии и вместе с этим материалом вернуться в настоящее. А чуть погодя отправиться в будущее, посмотреть, как живут мои потомки.
А пока в прошлое можно отправиться с помощью воспоминаний своих и родственников, тех, кто постарше. Зачем это нужно? По мне - это исторические хроники не только семейные. Из них складывается общее представление о прошлом народа и даже государства.
Двор с розами
80-е годы прошлого века… Двор у нас большой, раньше в нем располагалось два дома - времянка и собственно большой дом.
Перед домом была большая клумба, обрамленная кирпичами. Каких цветов у нас только не было! И астры, и георгины, и пионы, и розы, и тюльпаны, и дубки с хризантемами. Цветы, в зависимости от разновидности, начинали цвести ранней весной и отцветали поздней осенью.
В большом доме было четыре просторные комнаты и длинный коридор. К моему рождению он успел опустеть, так как дети моих бабушки и дедушки успели разлететься - уехали жить и работать в другие города.
Был еще огромный двор с кучей хозяйственных построек. Но бабушкиным местом была летняя кухня. По большому счету - это был крытый ангар, сооруженный из сподручных досок и шифера. Но внутри было две печи: большая для пирогов и поменьше, чтобы можно было готовить на огне. Тут же была еще одна газовая печь и мельница, которую бабушка сделала собственными руками. Эта мельница пользовалась большим спросом у бабушкиных подруг - здесь мололи красный перец, кукурузу, пшено и т. д.
«Хорошие соседи дороже золота, - любила повторять моя бабушка. - Они порой ближе собственных детей, до них пока доедешь! Поэтому надо поддерживать хорошие отношения, делиться с ними и помогать друг другу».
Еще одним бабушкиным «гаджетом» была ступа для взбивания масла. Причем, этот атрибут появился потом. Поначалу, сливочное масло она готовила в обычной стеклянной трехлитровой банке. В сосуд заливала сливки (может быть еще что-то), и качала или перекатывала на коленях, пока сливки не загустеют. Но это было очень муторно. В процесс по очереди вовлекались все члены семьи. Потом бабушка решила, что так дело не пойдет. Поехала в свой родной аул Джиджихабль, там раздобыла у родственников очень старую ступу для приготовления масла. Причем, это приспособление выглядело реально как ступа - туда также заливали сливки с молоком и потом взбивали палкой. Но этот вариант со временем тоже перестал устраивать нану. Она купила сепаратор. На дворе стояла середина 80-х годов XX века. Но этот агрегат считался чудом техники. В общем, благодаря страсти моей бабушки к кулинарии и приготовлению собственных продуктов, я была все время упитанная, и в прямом смысле этого выражения, на чистом сливочном масле воспитанная.
Еда объединяет
Надо сказать, что наш дом был притяжением для всех женщин улицы. Особенно по праздникам - пироги, хлеб, вкусные булочки - все пекли только у нас.
Печь была похожа на ту, что показывали в мультфильме «Гуси-лебеди». В нее помещалось 8-10 сковородок. Поэтому, когда бабушка собиралась что-то печь вкусненькое, оповещала своих подруг, вдруг кто хочет присоединиться. Растапливалась она с самого утра и прогревалась несколько часов. Ближе к обеду, когда угольки уже тлели, собирались хозяюшки со своими противнями и сковородами. Обычно их было три-четыре. У каждой было свое блюдо, но все они вместе ставились в печь, а женщины усаживались во дворе, ждать готовности.
Все это время они рассказывали какие-то истории, вспоминали прошлое. Когда пироги поспевали, женщины обязательно угощали друг друга своим изделием.
Так что детство было вкусным, пропитанным запахом бабушкиной сдобы.
Сейчас психологи и даже гастроэнтерологи часто говорят о том, что людям не хватает именно этих моментов, связанных с семейным приготовлением пищи - они не только вызывают теплые воспоминания, но и объединяют.
Калмыцкий чай и Би-би-си
Дом наш был всегда полон гостей. Причем приходили они с самого раннего утра. Впрочем, гостями их никто не считал. Это были родственницы, которые могли заглянуть в любое время суток.
Каждое утро бабушка варила калмыцкий подсоленный чай и заправляла его молоком. К нему подавалось сливочное масло, которое можно было кидать внутрь.
Также каждое утро жарились вкуснейшие щалямы, или пышки. Запах стоял на всю округу.
Постоянными гостями была нана (бабушка) Асиет и нана Лида. Первая была какой-то дальней родственницей моей бабушки, а вторая - родной сестрой моего деда. Летом они усаживались прямо под окнами моей спальни, пили чай и делились новостями о других родственниках. Дед в шутку обеих называл «Би-би-си». Нана Асиет была одинокой - когда-то у нее был муж, но погиб на фронте, дети умерли в младенчестве. Ее потом дохаживала моя родная тетя Мариет.
Чужие становились родными
- В последнее время люди в гости стали ходить реже, а раньше даже посторонние становились родными, - рассказывает Мариет Хуаде. - Мои родители, например, долгое время не имели собственного жилья. Поженились они в 1949-м, а свой дом (тот, о котором идет речь) появился только в 1970-м! Все остальное время они жили сначала на квартире, а потом у папиной тети. Что поразительно. Женщина, которая сдавала нам комнаты (звали ее Запихан), стала нам родной. Позже, когда мы уже съехали, а она стала немощной, мама забрала ее и дохаживала.
К слову, кто такая Запихан, мы все (внуки, которые не застали эту женщину) прекрасно знаем. Начать хотя бы с того, что похоронена она рядом с нашими близкими родственниками. За ее могилой ухаживаем мы. А уж сколько рассказов о ней мы слышали! Говорят, характер у нее был не сахар. Могла словом обидеть постояльцев. При этом очень любила их детей.
- Она к нам относилась как к своим внукам, хотя маму не раз доводила до слез, - продолжает Мариет. - Что примечательно, дочка бывших ее постояльцев, которые потом переехали в другой аул, тоже ее навещала. А нам стала названной сестрой, мы до сих пор с ней близко общаемся.
Сейчас времена другие, с одной стороны, более сытые, с другой - холодные.
- В последнее время люди все чаще интересуются своим прошлым, ищут родственников, составляют фамильные древа, - говорит Мариет. - Уверена, что такие вещи объединяют. А людям, чтобы жить, быть счастливыми, надо держаться вместе. Во всяком случае, жизненный опыт это показывает.