Краснодар, Геленджик, Сочи, Новороссийск, Анапа, как и другие города страны, столкнулись с такой проблемой как массовое распространение электросамокатов и сервисов по их прокату. Тротуары завалены двухколёсными, пешеходам приходится пробираться через груды металла. Проблема должна урегулироваться. На прошлой неделе в Краснодарском крае ввели штрафы от 4 до 30 тысяч рублей за нарушение проката. В ситуации разбирался «АиФ-Юг».
Быстро и дёшево
С каждым годом дорожная обстановка только ухудшается. В Краснодаре, к примеру, заторы собираются уже не только в утренние и вечерние часы-пик, но и в течение дня, и даже в выходные. В том числе и по этой причине всё больше людей стали выбирать альтернативные виды транспорта, в частности, велосипеды и ставшие популярными последние пару лет электросамокаты. Свежее веяние поспособствовало развитию новых услуг, а именно - сервису проката. Он называется кикшеринг.
Скачал приложение на телефон, сделал пару кликов, и без усилий мчишь - хоть по дороге мимо застрявших в пробках автомобилей, хоть по тротуару, распугивая пешеходов. Всё потому, что законов, регулирующих этот вид транспорта, нет. Как уточнил старший инспектор по пропаганде УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Павел Окружко, если велосипед считается транспортным средством, то самокаты, в том числе электрические, пока приравнены к пешеходам. Даже несмотря на то, что могут разгоняться до скорости автомобиля - 30-40 километров в час. По данным МВД России, Краснодарский край занимает третье место среди субъектов РФ по количеству ДТП с участием самокатов.
«Я пользовался сервисом полгода. На электросамокате ездил на работу, - рассказывает житель кубанской столицы Роман Вдовенко. - Офис находится в полутора километрах от дома. Итого ездил три километра в день. 400 рублей стоила подписка плюс поминутная оплата поездки - 4 рубля за 60 секунд. На дорогу уходило примерно 5 минут в одну сторону. В день на проезд тратил около 30 рублей туда-обратно. В целом на аренду электросамоката я тратил полторы тысячи в месяц. Из плюсов помимо экономии денег, удобство, не нужно дома его заряжать. Вышел, взял и поехал. Добрался, оставил, пошёл дальше. Приложение понятное, легко найти свободный самокат, забронировать. По городу их достаточно. Правда, не всегда стоянка рядом с твоей точкой отправления, иногда приходится пройтись пару кварталов. Оставлять где попало его нельзя, только - на парковочных местах. По качеству претензий не было. Всегда полный аккумулятор, в рабочем состоянии. Мне понравилось пользоваться этим транспортным средством, поэтому я купил себе личный электросамокат».
Захламили металлом перекрёсток
Быстрый и доступный сервис стал буквально вытеснять горожан с улиц. Компании по прокату велосипедов и самокатов захватывают тротуары пиратским способом. Привезли, выгрузили - пользуйтесь.
«На перекрёстке улиц Зиповской и Московской, где всегда много пешеходов, практически весь тротуар заставлен самокатами. Штук тридцать - не меньше. Людям даже пройти негде!» - возмущается жительница Краснодара Ольга Осипенко.
«Вносимые изменения в краевое законодательство являются лишь первым шагом: в перспективе необходимо установить правовые рамки для подобных средств передвижения. Наша цель - гармонизировать интересы пешеходов и владельцев мобильного транспорта, решение этого и иных вопросов потребует изменений в федеральном и краевом законодательстве», - сказал спикер ЗСК.
Помимо самокатов и велосипедов, документ касается роликов и другого спортивного инвентаря, для установки которых не нужно разрешения на строительство. Председатель комитета ЗСК по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Андрей Горбань сказал, что административная ответственность предусматривается также для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
«Размер штрафов составит: на граждан - четыре тысячи рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - 20 тысяч рублей, на юридических лиц - 30 тысяч рублей», - сообщили в пресс-службе Законодательного Собрания Краснодарского края.