Ежегодно девятого декабря отмечается Международный день памяти жертв геноцида, чествования их достоинства и предупреждения этого преступления. Его учредили пять лет назад по инициативе Армении, отмечавшей тогда 100-летие геноцида армян в Османской империи.
Больше, чем резня
До Второй мировой войны убийства с целью искоренения национальных или религиозных групп в юридической практике называли по-разному: «резня», «истребление», «преступление против человечности». Но небывалые злодеяния фашистов потребовали и особого определения для них. Так возник термин «геноцид» - сочетание греческого слова genos (раса, род, племя) и латинского caedo (убиваю). Его ввёл в оборот польский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин, давший свою трактовку этого понятия в книге 1944 года «Правление стран «Оси» в оккупированной Европе».
«В целом, геноцид не обязательно означает моментальное уничтожение нации, - написал Лемкин в своей книге. - Он, скорее, предполагает координированный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп с целью искоренения самих этих групп. Составные части такого плана - уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ существования национальных групп, а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самих жизней людей, принадлежащих к этим группам».
В судебных документах слово «геноцид» впервые использовали во время Нюрнбергского процесса. Правда, тогда оно фигурировало только в обвинительных актах и не вошло в текст приговора нацистским преступникам из-за отсутствия на тот момент юридической нормы. Международный правовой статус этот термин получил девятого декабря 1948 года, когда Генассамблея ООН приняла конвенцию о предупреждении геноцида и наказании за него. Он был признан международным преступлением, независимо от того, когда и кем совершён - в мирное или военное время, частным, должностным лицом или правительством.
С древности до наших дней
Под геноцидом сегодня понимаются преступления, призванные полностью или частично уничтожить национальную, этническую, расовую или религиозную группу. По мнению некоторых юристов, во избежание коллизий применять это термин оправданно только по отношению к событиям после 1948 года. Но как бы там ни было, подпадающие под определение геноцида события происходят в истории человечества с древнейших времён. Особенно это было характерно для истребительных войн, нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных конфликтов, действий европейских держав по созданию колониальных империй.
Особенно много случаев геноцида произошло в XX веке. Первым из них по времени стало уничтожение войсками кайзеровской Германии представителей двух коренных малочисленных народов Юго-Западной Африки в ходе подавления народного восстания в 1904-1908 годах. Тогда погибло около 65 тысяч человек из племени гереро и десять тысяч представителей племени нама. Намного больше людей лишились жизни во время геноцида армян в 1915-1923 годах властями Османской империи. Большинство историков оценивают количество жертв от одного до полутора миллионов человек.
Одной из самых кровавых страниц в истории человечества стал холокост. Как правило, под ним понимают преследование и массовое уничтожение евреев властями гитлеровской Германии и их приспешниками в 1933-1945 годах. По приговору Нюрнбергского трибунала убили шесть миллионов евреев Европы. Хотя термин холокост часто употребляют и в более широком смысле - как преследование и массовое уничтожение нацистами представителей этнических и социальных групп. Кроме евреев к ним причисляют советских военнопленных, поляков, цыган, гомосексуалистов, масонов, инвалидов... Но с окончанием Второй мировой войны такие преступления не прекратились. По оценкам американского научно-исследовательского проекта Political Instability Task Force, в период с 1956 по 2016 год было совершено 43 геноцида, в результате которых погибло около 50 миллионов человек.
Несмотря на наличие чёткого определения, в мире существует немало разногласий о том, какие события можно или нельзя называть геноцидом. Например, актом геноцида украинского народа объявили массовый голод 1932-1933 годов, хотя от него умирали представители всех национальностей и далеко не только на территории Украинской ССР. Но самым известным примером подмены понятий является ситуация вокруг геноцида армян в Османской империи. Его официально отрицают власти современной Турции, несмотря на однозначную позицию почти всех остальных стран мира.
Без срока давности
Одним из самых известных актов геноцида на Кубани стало массовое убийство 214 воспитанников детского дома Ейска (город на берегу Азовского моря) в октябре 1942 года. Все они были отравлены в специальных грузовиках, оборудованных под газовые камеры. Это преступление совершила зондеркоманда СС 10 А, которой командовал доктор Курт Кристман. Его подразделение проводило карательные операции на территории Краснодарского края в 1942-1943 годах. После освобождения Ейска массовое убийство детей расследовали, и его основные виновники понесли наказание. Но три фашиста избежали суда. Год назад в отношении них Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Геноцид», не имеющей срока давности. В расследовании используются архивные материалы.
Другое массовое убийство, совершённое фашистами на Кубани, осталось в памяти народа благодаря героизму одного мальчика. Речь о событиях, которые произошли в станице Усть-Лабинской (сегодня это город Усть-Лабинск). Летом 1942 года немецкие войска заняли населённый пункт настолько быстро, что оттуда не успели эвакуировать госпиталь. Один из его врачей Владимир Пинкензон отказался лечить солдат Вермахта, за что был арестован. А потом та же судьба постигла его жену, сына и других людей, среди которых было много евреев. В один из дней ноября 1942 года их решили показательно расстрелять для устрашения населения.
Арестованных выстроили перед рвом на берегу Кубани, куда также согнали в качестве зрителей местных жителей. Одним из первых был убит Владимир Пинкензон, начавший умолять палачей пощадить сына. Его супругу Феню застрелили следом, когда она бросилась к мужу. Всё это произошло на глазах их 11-летнего сына Муси (сокращение от «Абрамуся»), но к удивлению всех мальчик не зарыдал. Он попросил разрешения у немецкого офицера перед смертью сыграть на скрипке, которую взял с собой. Фашисты рассмеялись и дали добро. Видимо, они ожидали услышать грустную мелодию. Но Муся стал играть «Интернационал», который тогда был гимном СССР. Люди в толпе запели «Вставай, проклятьем заклейменный...». Взбешенный немец выстелил в Мусю, но он пытался играть и дальше. Только вторая пуля заставила его скрипку замолчать.
После окончания войны о подвиге Муси Пинкензона узнал весь СССР, а на месте его смерти установили памятник. Ведь за считанные секунды игры на скрипке простой мальчик смог унизить оккупантов, пошатнуть их уверенность в непобедимости и придать землякам веру в победу. Он стал одним из символов сопротивления советского народа захватчикам и их злодеяниям, в том числе геноциду.