Удивительные фронтовые судьбы. Как однополчане мужем и женой стали

Рассказ Валентины Кирилюк об удивительной судьбе ее матери Марии Андреевны, в девичестве Сорокиной, и отца Василия Федоровича, которые вместе сражались во время Великой Отечественной, а свадьбу сыграли через несколько лет после войны, записал и прислал нам Станислав Полевой из Новокубанска.

   
   

На хрупких женских плечах

Женщины вынесли на своих хрупких плечах всю тяжесть военных будней. Не все они во­евали на передовой с оружием в руках, но без их труда не было бы Великой Победы. Их умелые руки перевязывали раны бойцов и под огнем на передовой, и в медсанбатах. Они обеспечивали связь действующей Армии и, будучи зенитчиками, отражали налеты вражеской авиации. И не перечислишь всех военных специальностей, которыми владели женщины в нелегкое военное время.

Мария Сорокина владела редкой военной специальнос­тью – оружейник самолета. От ее знаний, умений и сноровки зависела огневая мощь машины в воздушном бою – сможет ли летчик, используя огонь авиационной пушки и пулеметов, выйти победителем в сражении с фашистскими асами. В короткие минуты отдыха, в землянке на краю аэродрома, Маша вспоминала родную станицу с красивым названием Попутная, что в Отрадненском районе, родителей, братьев и сестер, свое детство, учебу в школе в станице Бесскорбной, а потом в Нефтегорске Апшеронского района на лаборанта нефтяной промышленности. Учеба прервалась 22 июня 1941 памятного года.

Мария с однокурсниками, по приказу Государственного Комитета обороны, участвовала в демонтаже нефтяного оборудования, буровых труб. В Красноярске высоколегированная сталь шла на изготовление пусковых установок «Катюша». В апреле 1942 года – призыв в Красную Армию. На всю жизнь Мария и сослуживцы запомнили слова старого оружейника-инструктора Степановича: «В ваших руках жизнь пилота».

Успешно окончив курсы в селе Курсавка Ставропольского края, Мария попала в июне в боевой 25-й Краснознаменный авиаполк истребителей полковника Бушева. Перед каждым вылетом оружейник должен был смазать все механизмы пушки и пулемета, снарядить боезапас, чередуя в ленте трассирующие, бронебойные и зажигательные патроны. Трассирующие пули указывали цель, а остальные уже поражали ее.

Высшая награда

Проводив в полет своего подопечного авиатора, оружейники с тревогой смотрели на часы и в небо, руки уже машинально снаряжали пулеметные ленты. Увидев на фюзеляже самолета, заходившего на посадку, знакомый номер, радовались, как дети. На земле с дрожью в голосе спрашивали у летчика: «Как вооружение?» Высшей наградой для Маши и ее подруг была улыбка пилота и ответ: «Пулемет работал, как часы».

   
   

В нелетную погоду летчики отдыхали, а для тех, кто готовил самолеты к полетам, это была напряженная пора: механики занимались двигателями и корпусом самолета, оружейники заменяли изношенные детали пушки и пулемета.

Началось летнее наступление гитлеровцев на Кавказ. Самолеты Красной Армии использовались на пределе возможности. Ночами шел ремонт, и днем у всех работа до упада – за короткие минуты отдыха летчика нужно было подготовить самолет к следующему боевому вылету. Осенью и зимой самолеты были значимой помощью наземным войскам в обороне перевалов Кавказа. Начало 1943 года. Началось наступление по всему фронту: Минводы, Ставрополь, Тихорецк, Краснодар. Авиаполк получил американские самолеты «Аэрокобра», приходилось на ходу осваивать новую машину.

В весеннем небе над Кубанью в районе новороссийской «Малой земли» и «Голубой линии» разгорелись ожесточенные воздушные бои, в которых участвовали сотни самолетов с обеих сторон. Германские ВВС направили на Кубань лучшие авиационные полки, фашистские асы встретили упорное противостояние советских летчиков. После освобождения Новороссийска и Таманского полуострова полк отправили на переформировку и пополнение в Закавказье. Позже он заступил на охрану Южных рубежей Родины на Иранском стратегическом направлении.

На новом месте службы в мае 1945 года ефрейтор Сорокина встретила долгожданную Победу. В августе была демобилизация. Со слезами прошли и расставание с боевыми товарищами, и встреча с родными и близкими. Награды – медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» говорили о боевом вкладе Марии Сорокиной в прошедшей войне.

Вспомнилось былое

Разрухой встретила станица Бесскорбная, где жила семья. Многие станичники и одноклассники не вернулись с войны. Руки девушки соскучились по мирному труду, Мария устроилась на работу в швейную мастерскую. И вот вместо пулемета в ее руках застрочила швейная машинка. Послевоенная жизнь налаживалась. Маша шила для станичников. Высшей наградой за ее труд была благодарность девчат и парней за хорошо и модно сшитое платье или костюм.

Испытания военных лет еще долго будоражили душу Марии. Особенно всколыхнул воспоминания полученный в 1946 году орден Красной Звезды. Эта ситуация из тех, о которых говорили «награда нашла героя». Ей вспомнились бомбежки и обстрелы, погибшие и раненые однополчане, голод и холод, пронизывающий морозный ветер на открытых стоянках самолетов и неустроенный быт женщин в землянках. В памяти воскрес­ло отступление осенью 1942 года, когда летчики улетели на новый аэродром, а они – девушки, с оружием в руках, на бричке с трудом нашли пилотов своего полка.

А как было не вспомнить слезы подруги Раечки из села Коноково, которая почти год носила с собой торбочку с праздничным платьем и туфлями. Ей так и не суждено было их надеть. Во время очередного отступления плачущая Рая, скрепя сердце, оставила вещи под деревом на дороге. Мария вспомнила и улицы освобож­денного Новороссийска – смрад, дым пожарищ, разбитая техника, машины. И всюду трупы, трупы, трупы – гражданских жителей города, советских бойцов и солдат Вермахта.

Ярким воспоминанием был солнечный Ереван, где полк стоял на отдыхе и переформировании. Его величество случай обеспечил короткую, но незабываемую встречу с отцом – Андреем Федотовичем, пехотинцем, после ранения лечившимся в госпитале.

На родину с мужем

После войны Мария поддерживала переписку с однополчанами. Со временем остался один адресат – Василий Кирилюк, бывший летчик 25-го авиаполка, после ранения ставший механиком эскадрильи. От него письма приходили каждую неделю с настойчивым приглашением посетить город Сухуми. Она приняла приглашение, и итогом этой встречи в приморском городе стала свадьба в 1947 году. Молодые были счастливы, в 1948 году у них родилась единственная и любимая дочь Валентина. Затем был переезд в Апшеронск, где Василий Федорович работал механиком на авторемонтном заводе, а Мария Андреевна продолжала шить.

Мария с будущим мужем Василием познакомилась во время Великой Отечественной. Они оба служили в одном полку.

Но родная новокубанская земля притягивала Марию, звала к себе. Нельзя было не откликнуться на этот зов, и с 1955 года до самого выхода на пенсию в 1978 году Василий Федорович Кирилюк работал мотористом гаража КСП «Кубань». Мария Андреевна стала работником Центрального рынка, ее общий трудовой стаж – более 50 лет. Так и прожила в любви и согласии на Новокубанской земле семья Кирилюк. Построили здесь свой дом, посадили фруктовый сад. Василий Федорович прожил 70 лет, сказались тяготы военных лет и ранения. Марии Андреевне судьба отпустила больший срок – 92 года. Наш долг – рассказать молодому поколению о нелегкой, но интересной судьбе простых людей, живших рядом с нами, которые в лихую для Отечества годину, не раздумывая и не сетуя на невзгоды, выполнили свой священный долг – защитили свою Родину.

«В весеннем небе над Кубанью в районе новороссийской «Малой земли» и «Голубой линии» разгорелись ожесточенные воздушные бои, в которых участвовали сотни самолетов с обеих сторон».