Конфетные фантики, марки, монеты, открытки, вкладыши от жвачек... Вероятно, каждый в детстве собирал что-то подобное. Это понятно и... банально. А есть необычные взрослые коллекции? Выяснить это «Аргументам и фактам-Юг» помогла историк, арт-блогер, коллекционер, владелица коллекции антикварных предметов быта «Знатный подстаканник» Ольга Кузнецова.
Разочаровался карьерой и увлёкся билетиками
Нередко люди собирают пробки от винных бутылок. Разве это интересно?
«Собирателям - да, - утверждает Ольга Кузнецова. - Они классифицируют их, ранжируют, посвящают исследования (когда появилась первая пробка, какой она была), выпускают дорогие иллюстрированные каталоги. Собирают бутылки, флакончики, аптекарские пузырьки. Есть энтузиаст, собравший коллекцию антикварных крышечек для графинов. Одна женщина в Краснодаре собирает кухонные тёрки. Другая - выбивалки для ковров. Существуют антикварные, плетёные из лозы. Но ей интересны советские. Потому что пластиковые хрупкие, крайне мало осталось «в живых».
Есть человек, который собирает гвозди... Или, например, коллекционер проездных билетов. Человек с интересной судьбой. Был крупным чиновником в министерстве транспорта, но разочаровался и уволился. Работает дальнобойщиком, начал собирать билетики, потому что это его стихия. По сериям, видам транспорта, по годам, счастливые».
Приведённые примеры - из области простых (не в уничижительном смысле). Сложнее ориентироваться в пласте коллекций, возникающих на почве интереса к искусству или к известным его представителям. Предметы из таких коллекций нередко выставляются на аукционах, на них можно заработать.
«Собирают палитры знаменитых художников, кисти и даже огрызки карандашей, - продолжает Ольга Кузнецова. - И вот тут возникает важный момент - атрибуция предмета. Должно быть доказательство, что этот карандаш действительно принадлежал гению, что им работал Сальвадор Дали, а не ты сам вчера его подточил. Что может служить подтверждением? Например, справка (клочок бумаги, на котором художник написал что-то вроде: это мой карандаш, я дарю его). Отлично, если есть фотография мастера с хорошо различимым (именно этим) карандашом в руке. Хорошо, если есть клеймо (некоторые мастера помечали свои кисти и карандаши).
В любом случае, с атрибуцией изрядно придётся потрудиться. И понятно, почему это та область, где процветает мошенничество. Не так давно одна крупная европейская фирма-производитель карандашей, купила задорого коллекцию огрызков, которыми якобы работали в разные годы известные художники. При детальном исследовании значительная часть из была признана недостоверной. То есть подлинность не была подтверждена. Атрибуция – дело сложное, дорогое, но необходимое. Предаукционная подготовка включает её всегда».
Зуб Аллы Пугачёвой не продаётся, им любуются
Не всем дано понять, почему за палитрами художников некоторые гоняются с большим энтузиазмом, чем за картинами. Что даёт собирательство владельцу подобных артефактов?
«Обладание! Сам факт приводит некоторых в состояние эйфории, - объясняет Ольга Кузнецова. - Вещи кумиров - ходовой товар на закрытых фанатских аукционах. Но не всё продаётся. Например, зуб Аллы Пугачёвой находится в частной коллекции, обладатель очень им дорожит и гордится. Вспомните книгу и фильм «Бойцовский клуб». Герой там делал мыло из человеческого жира полученного после липосакции. И среди нас есть люди, которые коллекционируют биоматериалы знаменитостей, создают сложные, дорогостоящие системы хранения. Нет законодательства, которое бы регулировало деятельность таких особенных коллекционеров. А что не запрещено, то разрешено».
Общаются коллекционеры в группах соцсетей и на форумах. Чаще форумы закрытые. Иногда они вдобавок платные. Говорят, там «водятся» любопытные персонажи. Например, собиратели артефактов с мест катастроф, несчастных случаев и терактов. Один кубанец по роду деятельности находился в Беслане во время захвата школы боевиками. Был свидетелем трагических событий. Оттуда в его коллекции осколки стекла с кровью, патроны, гильзы. Ранее в его коллекции появились пластиковые стаканы, записки, которые пытались передать заложники, захваченные в Москве зрители и артисты спектакля «Норд-Ост».
«Не могу о таких рассказать, поскольку не общаюсь в этих кругах и само направление мне не интересно, - говорит Ольга Кузнецова. - Но могу подтвердить, что предметы с мест преступления коллекционируются и достаточно активно. Обычно это то, что не заинтересовало следствие или оказалось ненужным. Обрывки протокола, окурки, выброшенные криминалистами, перчатки, которые после осмотра места преступления бросил эксперт... Зачем? Возможно, важна сопричастность к резонансному событию».
Длина велосипеда 8,2 см, и коллекционер на нём ездит
Между тем коллекционирование, если оно мирное и умное, отлично развивает мозг. Держит в тонусе и раскрашивает жизнь - не только коллекционеров. На Кубани есть интересные собиратели, они заслуживают отдельного упоминания.
Краснодарец Сергей Дашевский - дважды чемпион СССР по гонкам на веломобилях, девять раз завоёвывал титул чемпиона мира. Гонщик, конструктор, изобретатель - известен своей коллекцией на всю страну. У Дашевского дома музей веломобилей. Экспонаты (сейчас их около 70) коллекционер находит и покупает, в том числе в Европе, обменивает, сам мастерит. Жемчужина коллекции - старинный парижский велосипед 1895 года, у которого впереди фонарь-подсвечник. Также он собрал копию самого большого велосипеда Англии - «Паука». Тот самый, у которого переднее колесо гигантское, а заднее крошечное, и чтобы взгромоздиться в седло, нужна лестница. Но по-настоящему прославил своего создателя миниатюрный велосипедик. Длина его 8,5 сантиметров. Невероятно, но велосипед на ходу. Более того, Сергей на нём катается! С этим невиданным аттракционом Сергей Дашевский полгода назад выступил в популярном телешоу «Удивительные люди».
Вера Денинг живёт в селе Ванновское Крымского района. В её коллекции более двух тысяч кукол. Некоторые изображают реальных людей (Чарли Чаплин и принцесса Диана), известных персонажей художественных произведений (Ромео, Гарри Поттер). Есть куклы в национальных костюмах. Материалы самые разные: фарфор, винил, пластик. Большинство номерные, не массового производства. Коллекция началась с подарка отца, он у Веры Сергеевны работал в театре художником-бутафором и первую куклу для дочери сделал своими руками. В 1990-е годы Вера Денинг уехала в Германию, там пополняла коллекцию европейскими куклами – на интернет-аукционах, развалах. Вернулась в родное Ванновское, и в 2015 году сбылась мечта - авторскую коллекцию кукол она получила возможность выставлять в местной школе, в Доме культуры... Каждый раз это событие, собирающее зрителей со всего края.
Эрнст Антонов - владелец самой большой в России коллекции старинных... кирпичей. Зарегистрированное количество в 2018 году - 120 штук. Официально зафиксировано Международным агентством регистрации рекордов «Интеррекорд». Необычным коллекционированием житель Усть-Лабинска увлёкся случайно. Шёл по улице, споткнулся о кирпич. Пригляделся - кирпич с клеймом и явно с историей, жалко стало его, унёс домой. В интернете выяснил, что кирпич был выпущен ещё до Первой мировой войны. За первым появился второй. Где бы Эрнст не оказался, он высматривает кирпичи. Как ни странно, попадаются не так уж редко. И не только на развалинах старых домов. Интерес к кирпичам прежде всего исследовательский, познавательный. Каждый - свидетель истории бывшей Кубанской области и Майкопского уезда. Интересны кирпичи с клеймами. Не только производители старались их маркировать. Но и заказчики просили нанести определённое клеймо, имеющее для них важный смысл. Кирпичи есть с цифрами, отдельными буквами, с фамилиями, и с изображениями животных. Ещё, по мнению Эрнста Антонова, они красивые. Для того, чтобы любоваться ими постоянно, коллекционер оборудовал под хранилище часть дома. Фото кирпичей можно посмотреть здесь.