«В 80 лет приняли в пионеры». Уроженка Хабаровска – о жизни в Краснодаре

«Девочки» из ветеранской организации сумели сохранить пионерский задор. К приключениям - всегда готовы! © / Эмилия Гавриленко / Из личного архива

«Выйду на берег Амура, сяду с книжечкой на скамейку и буду наслаждаться ничегонеделаньем», - так наша героиня воображала себе жизнь на заслуженном отдыхе. Родилась она в Хабаровске и прожила там всю жизнь. И не думала не гадала, что в свои 75 начнёт жизнь с нуля, на другом конце страны. Но так случилось. С 2014 года Эмилия Гавриленко жительница Краснодара и предводительница ста «понаехов» в«Немецкой Деревне».

   
   

Перемена мест 

Так случилось, что в Краснодаре в августе 2013 года по командировочным делам оказался муж внучки. Мужчине понравилась локация, инфраструктура и климат. Вернулся домой с рассказами о продуктовых рынках, где «всё есть», о море, которое под боком. Так впечатлил всю семью, что решили переезжать. Эмилию Николаевну не агитировали: всё-таки возраст, сердце шалит (инвалидность третьей группы), врачи не советуют резко менять климат в почтенном возрасте. Но на переезд откликнулась первая.  

«Я никогда не была на Кубани и решила съездить на разведку. И всё мне понравилось! Поразило отсутствие снега и мороза. Ноябрь, а тепло, словно ранней осенью, - рассказывает Эмилия Николаевна. - Микрорайон (семья поселилась в Немецкой Деревне) понравился. Дома современные, красивые, цветные, озеро с лебедями, удобная для прогулок и отдыха набережная. Мне захотелось здесь жить! Муж умер, дома ничто не держало. Я решилась – легко!».

По счастливой случайности, в доме, где поселилась внучка, на той же лестничной площадке, продавалась квартира. Дальше - дело техники. Много времени переезд не занял.  

Шесть лет назад новым стало всё: регион, квартира, мебель, друзья и подруги… Главные из которых - её «девочки». Запросы у пенсионерки скромные, но весомые: чтобы было комфортно и интересно. Натура деятельная, с огромным опытом общественной работы. На родине в Хабаровске руководила историко-родоведческим обществом при краеведческом музее. Переехав без общества - заскучала. Рядом посёлок Колосистый, Эмилия Николаевна узнала, что есть там общество ветеранов. Попросилась: «Возьмите к себе!» С год ездила на собрания, во всех мероприятиях участвовала. Но... не то. Стала присматриваться к ровесницам-соседкам. И сумела «сделать интересно» - себе и девочкам. 

«С одной познакомлюсь на остановке, с другой в автобусе разговоримся, в магазине с третьей. И вот нас уже - сообщество! Вначале кружок из 10 человек, потом 20… Собирались на улице. В плохую погоду - в подъезде. И я предложила: «А давайте организуемся!»  

14 февраля 2016 года «девчата» (так они себя называют, потому что озорные, красивые и молодые душой) получили официальный статус: «Первичная организация ветеранов и пенсионеров «Немецкой деревни». В состав вошли 50 человек, сегодня в первичке больше ста членов. Об этом важном событии Эмилия Гавриленко написала заметку, которую опубликовала городская газета. Редакция оставила авторский заголовок: «Понаехавшие» объединились в ветеранскую первичку».  

   
   

«В составе организации всего два уроженца Краснодарского края. Остальные - «понаехи», - объясняет Эмилия Николаевна. - В «Немецкой Деревне» вообще приезжие почти все. Этот район, как и многие другие в краевой столице, вырос за счёт переселенцев - из Приморского и Хабаровского краёв, Забайкалья, Сибири, городов центральной России... (В соседних микрорайонах («Португалия», «Италия») сложилась практика массовых точечных переселений. Когда, например, сибиряки через своего представителя выкупают многоквартирный дом и заселяются все свои)».

«Понаехи», «кубаноиды» - это слова, которые употребляются в общении. По мнению нашей собеседницы, они не обидные, важен контекст и эмоция, которая за словами стоит.  

«Приезжие» - хорошее слово, но скучное, нейтральное. А «понаехи»  - озорное, яркое. Мы - понаехи, это наша особенность. В некоторых случаях мы козыряем этим словом, получаем для себя выгоды. Например, когда договариваемся о поездках, экскурсиях. «Сделайте скидку, - просим, - мы ведь понаехи, и так хотим познакомиться с Кубанью ближе!» Как правило, им идут навстречу».

 

Как сбываются мечты 

Жизнь у девчат, старшей из которых, Эмилии Николаевне, скоро 82 года, насыщенная. (В первичке лишь несколько мужчин, но они «хуже сохранились и мало активны» ими дорожат и всячески опекают.) Перво-наперво выбили помещение под «офис».  

«В уверенности, что откажемся, нам выделили подвал, захламлённый - жуть!  Рукава закатали и навели порядок. Притащили стол, диван... Встречаемся сейчас из-за ограничений по коронавирусу на открытом воздухе, на детской площадке. До карантина в штабе собирались дважды в неделю, и этого было мало!

Выйдем и ещё с час на улице прощаемся: ла-ла-ла… При том что есть темы, к обсуждению закрытые. Разработали свой устав. Мы весёлые, красивые, задорные, поэтому о болезнях не говорим. И о внуках - потому что эта тема бесконечная. О дачах ни слова - чтобы не вызывать зависть у тех, у кого их нет. Проговорилась - штраф, клади 10 рублей в копилку! Вместе на экскурсии выбираемся. Побывали в Крыму, отдыхали большой группой в Анапе, были в Атамани, собираемся в сентябре в мужской монастырь. Причём, узнав о нашем интересе, нам пообещали сопровождение гида. Проводим тематические вечера. Пушкинские чтения, Есенинские, посвящённые творчеству Омара Хаяма… Вообще, это сейчас мы на пенсии, но ведь у каждой из нас состоялась карьера. Есть среди девчат бывшие медики, геологи, инженеры... В каждой профессии есть интересное, чем можно поделиться с другими, и это будет открытием. На ура заходят рассказы о местах, где родились и жили. Например, о Камчатке - гейзерах, вулканах, о животных и природе... У каждого человека есть своя Родина и он её любит и помнит. Но жить он должен там, где ему комфортно». 

В театры «девчата» ходят. Открытием для большинства стало творчество государственного Кубанского казачьего хора. («Ой, как мелодично, ритмично, энергично!») И сами спектакли ставят, костюмированные вечеринки устраивают. 

«Смех и грех, - делится Эмилия Николаевна, - но ведь меня в пионеры наконец приняли!» 

Оказывается, был такой казус в её судьбе. В начальной школе училась неплохо, а поведение хромало. Когда класс принимали в пионерскую организацию, ей в высокой чести отказали. Мол, подумай над своим поведением, исправься, а на будущий год... Но летом она поехала в пионерский лагерь. Как все, повязала галстук, никто не спрашивал: «А на каком основании?» В новом учебном году в школу пришла в галстуке, объяснив, что приём в ряды состоялся в лагере.   

«И вот, под стук барабана, под знаменем, с салютом, в 80 лет меня, наконец, официально приняли в пионеры. Сбылась мечта моего детства!» 

Так веселушки отмечали в своём штабе День пионерии. Воссоздали атрибутику, раздобыли пионерскую форму... Веселились, дурачились, много фотографировали.  

«Наша Люда Курочкина, она из центральной России, у нас главный сценарист, режиссёр, костюмер. Рисует стенгазеты, фотографирует и делает изумительные коллажи! Ставим костюмированные мини-спектакли. Остаётся память обо всех наших «шалостях», а их немало: шляпная вечеринка, пиратская, банный день (с выездом на дачу и посещением настоящей русской парной) и т.д». 

Обыкновенное чудо 

Молодым не всегда понятно. Зачем непременно «организовываться»? Во-первых, в коллективе интереснее. («Девчата» не понимают: почему большинство местных жителей, имея колоссальное многообразие вариантов для досуга, тяжелы на подъём и инертны?)  Во-вторых, как мы уже упомянули, бюджетнее. Пенсии у «понаехавших» точно такие, как у кубанцев. Путешествия требуют расходов. Но у коллектива больше возможностей покупать билеты, туры и пр. со скидкой. В-третьих, общение людей одного возраста, социального статуса, с общими ценностями, мировоззрением сродни психотерапии.  

«Многие из нас одинокие, мужей похоронили, у кого-то супруг инвалид, постоянный уход нужен. Так что же нам, сидеть в четырёх стенах в добровольной тюрьме? Наши встречи  - как свет в окошке. Кстати, физический тонус также легче поддерживать сообща. Сама по себе когда зарядкой займёшься? А в команде у тебя выбора нет. «Все побежали, и ты…» Наша спортсменка-баскетболистка, Людочка Сысоева, она из Узбекистана, заявила жёстко: «Распускаться не дам!» На зарядку выходим дружно, и попробуй пропусти!».   

Бывает, приезжие находят причины обижаться на кубанцев, но только не они.

«Слово «кубаноид» не употребляем. С коренными жителями дружим, относимся с уважением.  Мы рады, что живём в райском солнечном краю, - резюмирует  Эмилия Гавриленко. - Вы себе представить не можете, какая это прелесть, роскошь, чудо - круглый год иметь возможность покупать свежие овощи и фрукты не по дикой цене, как, например, в Хабаровске. Возраст тоже корректировка... Некогда нам ругаться и копить недовольство. Прожить оставшееся, данное судьбой время со вкусом надо!».

Кстати
Внутрироссийская миграция в регион (приток мигрантов из других регионов РФ) в 2019 году составила 154557 человек (пенсионеров - 27934 человека). От общего числа переселившихся в Краснодарский край жители Сибирского федерального округа составили 42,1%, Уральского - 24,2%, Дальневосточного - 23,9%, Приволжского - 18,8%, Северо-Кавказского - 3,7%.

Три года назад наша героиня невзначай заметила за собой особенность: стала говорить «у нас в Краснодаре». (Раньше было «у нас в Хабаровске».) Вполне своя, город знает не хуже некоторых местных. Несмотря на обилие солнца в Краснодаре есть проблемы, которые «как-то надо решать». Столица Кубани удобна для жизни - но не на 100 % и не всюду. 

«В «Немецкой Деревне» есть «алкотеки», пивные бары, но объектов социальной структуры не хватает. За помощью нужно ехать в город, на общественном транспорте, с пересадками, - говорит Эмилия Николаевна. - Я знаю, что в городе эта проблема обсуждается, но нужны какие-то конкретные действия».